Библио -S – Путник
Интересное чтение
Тартт, Д. Щегол [Текст] : роман / Донна Тартт ; пер. с англ. А. Завозовой. – М. : АСТ : CORPUS, 2019. – 827 с.
Своего «Щегла» Донна Тартт писала 10 лет. А через год после публикации, в 2014 году, получила за него Пулицеровскую премию. Современного читателя не испугал даже внушительный объём произведения: американские, европейские и русские тиражи разлетались мгновенно. Книгу объявили событием десятилетия, а британский журнал Time включил Тартт в сотню самых влиятельных людей мира.
Название книги, данное в честь шедевра голландского живописца Фабрициуса (ученик Рембрандта, учитель Вермеера), предопределяет её основную идею. Это гимн неизбывной, щемящей тоске по совершенству. Свой главный вопрос Тартт задаёт устами одного из героев: «…Не в том ли смысл всех вещей – красивых вещей, чтоб служить проводниками какой-то высшей красоте?»
Кстати, в 2013 году, в одном из нью-йоркских музеев живописного «Щегла» экспонировали в один день со стартом продаж «Щегла» книжного. Картина собрала толпы зрителей, поправ даже славу вермееровской «Девушки с жемчужной серёжкой». Так что теперь имя Донны Тартт вписано и в историю живописи.
«Щегол» начинается с трагедии. В художественном музее, куда заскочили буквально на час тринадцатилетний Теодор Декер и его мать, происходит взрыв. Мама Тео погибает, а он чудом выбирается из-под развалин, по случайности прихватив с собой шедевр живописи – картину «Щегол» Фабрициуса, которая теперь для него – вечный источник тревоги, память о самом дорогом человеке и чистейший образец Прекрасного.
Из его задорного, неорганизованного детского мира, где самыми страшными были школьный директор да истеричный, разочарованный отец, словно разом исчезают все краски. Уже не малыш, но ещё и не взрослый, Тео оказывается беззащитен перед надвинувшейся безысходностью. Отныне всякий раз, открывая глаза, он говорит себе: прежнего больше не будет. Маминых ласковых слов, лекций по истории искусств, которые она так любила в колледже, её рассказов о лошадях и детстве на ферме…
«С трудом верилось, что мир рухнул, а кого-то ещё волнуют эти дурацкие занятия… с трудом верилось, что мир когда-то был не мёртв», – фраза, родившаяся при виде школьных объявлений, становится девизом юного Декера. Психологи дают такому состоянию имя – «клиника острого горя» – но помочь умирающему от тоски ребёнку они не в силах. Излечить способны лишь дружба, любовь и великое искусство…
Донна Тартт продолжает традицию Диккенса, привнося в «большой роман» современную иронию, насыщая прямыми отсылками к разным произведениями искусства – от фотографий Мэтью Брэди до романов Достоевского.
Приглашаем в Центральную библиотеку им. А. Н. Зырянова (абонемент) к прочтению книги:
Тартт, Д. Щегол [Текст] : роман / Донна Тартт ; пер. с англ. А. Завозовой. – М. : АСТ : CORPUS, 2019. – 827 с.
Ляпустина Л.В.,
зав. сектором методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.