Недавно россияне выудили из анналов истории «День рождения граненого стакана» и отмечают его 11 сентября, шутливо сетуя на то, что праздник не объявлен выходным днем.
Советский граненый стакан признан неофициальным культурным наследием советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. Ведь общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах, а в некоторых поездах до сих подают чай именно в таких стаканах.
Граненый стакан стал поистине народным только в Советском Союзе, хотя его появление в России связывают с именем Петра I. Мастер Императорского стекольного завода якобы преподнес изделие монарху, который, «откушав из оного полынной водки», сказал: «Стакан осанист, и по руке впору!».
Согласно легенде, более всего царя прельстило то, что грани делали стакан удобной посудой для флота – такой не упадет и не укатится во время качки.
Вероятнее всего, производство первых граненых стаканов в России было налажено после 1713 года на стекольном заводе в Ямбурге (С.-Петербургская губерния).
Повсеместно граненые стаканы вошли в обиход в 1860-е годы, когда на Гусь-Хрустальном, Дятьковском и Уршельском стекольных заводах промышленников Мальцовых был налажен массовый выпуск изделий из прессованного стекла. Такой способ производства делал их дешевыми – цены начинались с 0,5 копейки, а распространение в 43 городах империи – общедоступными. Поэтому не стоит удивляться тому, что культовая посуда, лишенная буржуйского пафоса, оказалась в центре внимания строителей нового мира.
В начале 1921 года граненый стакан, например, стал предметом внутрипартийной полемики. В ходе дискуссии о профсоюзах В. Ленин на примере стакана пытался популярно объяснить своему политическому противнику Н. Бухарину и остальным большевикам основы диалектики: «Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства…, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки...».
Сам Ильич любил чаевничать и использовал диалектическую посуду по основному назначению – в материальном фонде ЦГА Москвы хранится принадлежавший ему стакан.
В начале 1940-х годов на Гусевском заводе начали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов. 11 сентября 1943 года с конвейера вышла первая партия 16-гранных стаканов нового, советского образца. Сырье для них варили при температуре 1400–1600 градусов, дважды обжигали и затем гранили в специальных чугунных формах.
Стандартизированные стаканы имели 6,5 см в диаметре и 9 см в высоту, ободок, число граней от 16 до 20. 16 граней первых стаканов связывают с числом советских республик. Стакан был хорошо приспособлен к потреблению горячих напитков – ободок заменял отсутствующую ручку.
В 1950-е годы миллионы дешевых (от 7 до 14 копеек в рознице) и прочных стаканов наводнили страну.
И все же в технологии изготовления имелся изъян – если в стакан мощной струей наливали крутой кипяток, стекло могло треснуть, иногда донышко просто-напросто откалывалось от стенок. Поэтому в домашних компаниях розлив кипятка порой превращали в забаву. Загадывали желание и ждали: у кого стакан треснет – у того сбудется. Такое «гадание» В. Дудинцев отразил в романе «Белые одежды».
Однако в 1969 году стаканы стали лопаться и без кипятка. «Осколки разлетаются на мелкие части и взрываются не только при пользовании ими, но и при хранении, мытье, сушке и заполнении их горячими и холодными напитками», – жаловались потребители.
Сатирический киножурнал «Фитиль» отреагировал выпуском «Руками не трогать», где героями были Волк и Заяц из мультфильма «Ну, погоди!». Бракованную партию изъяли из употребления.
В литературе сохранилось множество упоминаний о стеклянной легенде. У Гончарова в «Обрыве» Крицкая наливает шампанское в граненый стакан; «прекрасный граненый стакан» мы видим в руках у К. Панаева (приятеля поэта А. Фета) на именинном обеде; пить свежезаваренный чай из самовара в толстом граненом стакане любил писатель А. Грин.
Стакан изображен на картинах В. Класс Хеда, Ж. Шардена, П. Сезанна, Э. Мане, А. Митисса, В. Ван-Гога, И. Грабаря, К. Коровина.
Главным героем натюрмортов Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина является граненый стакан.
|
|
|
Розовый натюрморт. Ветка яблони. 1918
|
Натюрморт с чернильницей. 1934
|
Виноград (фрагмент). 1938
|
Граненый стакан присутствует и в работах современных художников.
|
|
Кравченко М.Ю. Стакан чая. 2012
|
Ярошевич А. А. Зимнее утро. 2007
|
|
|
Сидоров И. Граненый стакан в ненастье. 2017
|
Лебедянцев С.Н. Стакан воды. 2018
|
Увы, в народной памяти граненый стакан ассоциируется не только и не столько с чаем. Сомнительную репутацию он заработал, вероятно, в 1960-е годы, когда антиалкогольная политика Хрущева утвердила новую культуру пития. Распивочная торговля в столовых, на вокзалах, вблизи предприятий и «культурных учреждений» была запрещена, а в ресторанах установлен лимит – 100 грамм водки на человека. Потребитель нашел выход в уличных излияниях – и граненый стакан загремел по улицам. Полулитровая бутылка делилась на три стакана, как в песне В. Высоцкого – «...разлив по 170 граммов на брата».
Хотя гранёные «стаканчики» вошли в городской фольклор ещё в 1920-е годы, в куплеты Петра Лещенко: Стаканчики граненые упали со стола, Упали и разбилися, разбилась жизнь моя.
А вот миллионы советских людей находили граненому стакану все новые и новые применения. Он выступал мерой во всех кулинарных книгах советской эпохи. Любая хозяйка знала, сколько в один стакан умещается воды, муки, сахара. Был формой для вырезания теста под пельмени, печенье, пирожки. Лучшей мерой для продажи семечек и ягод. Емкостью для высевания саженцев. Микрофоном для подслушивания соседей за стенкой.
Граненый стакан запечатлен в кинофильмах и мультипликационном фильме:
Граненый стакан даже увековечен в памятниках. Так, в Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках.
История граненого стакана рассказана в статье:
Чагадаева, О. Гранёный стакан : многогранная история о сосуде, который в беде и радости устаканивает нашу жизнь / Ольга Чагадаева // Родина. – 2019. – № 9. – С. 90–93. – (Кухня Родины).
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.