К Дню Воздушного Флота России
Ежедневно гражданская авиация всего мира совершает 120 000 авиарейсов, перевозя 12 млн пассажиров. Только в 2018 году было перевезено 4 300 000 000 пассажиров. Не обходится и без катастроф, большая часть которых происходит во время полёта в воздухе (40%), на этапе взлёта и набора высоты (19%), снижения и приземления (38%).
15 августа 2019 года самолет А-321 авиакомпании «Уральские авиалинии» (командир корабля екатеринбуржец Дамир Юсупов) совершил жесткую посадку в Подмосковье. Лайнер сел в кукурузном поле после отказа двигателей. Оба двигателя вывели из строя птицы. 233 пассажира остались живы.
Птица, попавшая в турбину самолета, — страшный сон пилотов и пассажиров. Поэтому в аэропортах существует орнитологическое обеспечение полетов – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений с птицами.
В московском аэропорту Домодедово орнитологическая служба появилась в начале 1980-х. Ловчих птиц стали использовать в 2002 году –первыми в России. До этого применяли только технические средства.
Авиационный орнитолог Ника Рыжова-Аленичева и самка ястреба-тетеревятника Сильва обеспечивают «мирное небо» над аэропортом Домодедово как для пернатых, так и для людей.
Работа начинается с объезда территории и осмотра различных приспособлений, отпугивающих птиц: биоакустических установок, транслирующих тревожные для пернатых звуки (крики хищников); пропановых пушек, имитирующих выстрелы; ловушек. Выявляются скопления пернатых, их разгоняют с помощью пиротехники или стартового пистолета. А примерно в полдень настает черед Сильвы. Ястреб маневрирует над территорией, птицы видят его, понимают, что здесь опасно, и поэтому пролетают мимо.
Орнитолог Ника Рыжова-Аленичева:
Зачем в современном аэропорту хищные птицы? Все технические ухищрения действуют только на перелетных птиц: они пугаются и улетают. Те же, которые живут рядом с аэропортом, рано или поздно привыкают к громким звукам. Птицы быстро вычисляют, что эти звуки неопасны. Другое дело, если летит ястреб и кого-то ловит. Значит, он охотится здесь каждый день, и лучше держаться от этого места подальше.
Какова тактика ястреба? Тетеревятник атакует с руки. Обычно он выбирает из стаи одну особь и преследует ее. Если хищнику не удается никого схватить, он садится и выжидает. Ястреб гонит стаю, как правило, метров 200–250. А вот соколы могут гнаться за жертвой несколько километров. При этом сокол атакует сверху, для чего ему надо подняться довольно высоко, что опасно в условиях взлетов и приземлений самолетов. Поэтому мы отказались от работы с соколами и перешли на ястребов.
Сколько длится рабочий день Сильвы? Часа полтора-два. После каждой атаки она возвращается ко мне за наградой: я ее поощряю кусочком мяса. Как только мы завершаем осмотр всей территории, Сильва съедает дневную порцию — одну взрослую перепелку.
А свою добычу она ест? Нет, отвыкла. Да и потом пойманные Сильвой птицы чаще всего остаются в живых. Ястребы умерщвляют жертву когтями, но у Сильвы, как и у остальных наших хищников, когти затуплены. Пойманных птиц мы либо отпускаем вдали от аэропорта, либо отправляем в питомники и охотничьи хозяйства на разведение.
Какие птицы обитают в окрестностях аэропорта? Весной много проблем создают перелетные птицы, которые останавливаются отдыхать. Кулики, чибисы, дрозды обычно стаями пересекают взлетно-посадочные полосы. Серые куропатки пытаются гнездиться на аэродроме в траве. Летом много хлопот доставляют утки и чайки.
А вороны? На ворон ястребы не охотятся. Да и вообще местные вороны — наши союзники и каждую мы знаем в «лицо».
Во-первых, они очень умные и предпочитают находиться на безопасном расстоянии от самолетов. Во-вторых, вороны разоряют гнезда других птиц, обустраивающих семейную жизнь вблизи аэропорта. Мы не действуем такими варварскими способами: просто не даем этим пернатым гнездиться на нашей территории, делаем так, чтобы они улетали в другие места.
Сколько хищных птиц «в штате» аэропорта? Сейчас в аэропорту Домодедово работает пять ястребов. Специалистов орнитологической службы тоже пять. Две птицы трудятся посменно. Три — в резерве, если одна из «рабочих» птиц линяет или не может выполнять свои обязанности по какой-либо другой причине.
Сильва — ваш официальный напарник? Пары «орнитолог — ястреб» постоянные по обоюдному желанию. Если нужно заменить кого-то из коллег-сокольников, то обговаривается все до мелочей, даже то, как правильно зайти в вольер и с какой перчатки дать корм.
Сильва работает только со мной, потому что других людей не любит и их команд не слушается — характер такой. Но со мной ей комфортно. Она относится ко мне, как к другой хищной птице, то есть как к равной.
Сильва откликается на свое имя? Она не знает, что ее зовут Сильва. Ястребов мы подзываем свистом.
Работать с хищными птицами опасно? У меня на носу есть шрам — это Сильва меня «наградила». Но специально она не нападает.
У вас, кстати, работают только самки. Почему? Самки хищных птиц крупнее и выглядят более устрашающе. Да и в целом самки сообразительнее. Другое дело, что непредсказуемы в период высиживания яиц. Сильва, к слову, ни разу не несла яйца. Мы все ждем, что однажды инстинкт сработает и она улетит от нас...
О работе орнитологической службы аэропорта Домодедово и статьи о гражданской авиации прочитать:
Сидоров, К. Ни пуха ни пера / Кирилл Сидоров ; фото Григорий Поляковский // Вокруг света. – 2019. – № 8. – С. 66–71. – (Рабочий момент).
Зайцев, В. Бортовой журнал / Вадим Зайцев // Вокруг света. – 2019. – № 8. – С. 72. – (Цифры).
Авиационная статистика перелётов, перевозки пассажиров, аварий.
Герваш, А. Ужас летящий / Алексей Герваш // Вокруг света. – 2019. – № 8. – С. 74–79. – (Наука).
Об аэрофобии, её преодолении.
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.