ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

Птицы над аэродромом
 

К Дню Воздушного Флота России

Ежедневно гражданская авиация всего мира совершает 120 000 авиарейсов, перевозя 12 млн пассажиров.  Только в  2018 году было перевезено  4 300 000 000 пассажиров. Не обходится и без катастроф, большая часть которых происходит во время полёта в воздухе (40%),  на этапе взлёта и набора высоты (19%), снижения и приземления (38%).

 15 августа 2019 года самолет А-321 авиакомпании «Уральские авиалинии» (командир корабля екатеринбуржец Дамир Юсупов) совершил жесткую посадку в Подмосковье. Лайнер сел в кукурузном поле после отказа двигателей. Оба двигателя вывели из строя птицы. 233 пассажира остались живы.

 Птица, попавшая в турбину самолета, — страшный сон пилотов и пассажиров. Поэтому в аэропортах существует орнитологическое обеспечение полетов – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений  с птицами.

 

В московском аэропорту Домодедово орнитологическая служба  появилась  в начале 1980-х. Ловчих птиц стали использовать в 2002 году –первыми в России. До этого применяли только технические средства.

 

Авиационный орнитолог Ника Рыжова-Аленичева и самка ястреба-тетеревятника Сильва обеспечивают «мирное небо» над аэропортом Домодедово как для пернатых, так и для людей.

 

 

 

 

Работа начинается с объезда территории и осмотра различных приспособлений, отпугивающих птиц: биоакустических установок, транслирующих тревожные для пернатых звуки (крики хищников); пропановых пушек, имитирующих выстрелы; ловушек. Выявляются скопления пернатых, их разгоняют с помощью пиротехники или стартового пистолета. А примерно в полдень настает черед Сильвы. Ястреб маневрирует над  территорией, птицы видят его, понимают, что здесь опасно, и поэтому пролетают мимо.

 

Орнитолог Ника Рыжова-Аленичева:

 Зачем в современном аэропорту хищные птицы? Все технические ухищрения действуют только на перелетных птиц: они пугаются и улетают. Те же, которые живут рядом с аэропортом, рано или поздно привыкают к громким звукам. Птицы быстро вычисляют, что эти звуки неопасны. Другое дело, если летит ястреб и кого-то ловит. Значит, он охотится здесь каждый день, и лучше держаться от этого места подальше.

 

Какова тактика ястреба? Тетеревятник атакует с руки. Обычно он выбирает из стаи одну особь и преследует ее. Если хищнику не удается никого схватить, он садится и выжидает. Ястреб гонит стаю, как правило, метров 200–250. А вот соколы могут гнаться за жертвой несколько километров. При этом сокол атакует сверху, для чего ему надо подняться довольно высоко, что опасно в условиях взлетов и приземлений самолетов. Поэтому мы отказались от работы с соколами и  перешли на ястребов.

 

Сколько длится рабочий день Сильвы? Часа полтора-два. После каждой атаки она возвращается ко мне за наградой: я ее поощряю кусочком мяса. Как только мы завершаем осмотр всей территории, Сильва съедает дневную порцию — одну взрослую перепелку.

 

А свою добычу она ест? Нет, отвыкла. Да и потом пойманные Сильвой птицы чаще всего остаются в живых. Ястребы умерщвляют жертву когтями, но у Сильвы, как и у остальных наших хищников, когти затуплены. Пойманных птиц мы либо отпускаем вдали от аэропорта, либо отправляем в питомники и охотничьи хозяйства на разведение.

 

Какие птицы обитают в окрестностях аэропорта? Весной много проблем создают перелетные птицы, которые останавливаются отдыхать. Кулики, чибисы, дрозды обычно стаями пересекают взлетно-посадочные полосы. Серые куропатки пытаются гнездиться на аэродроме в траве. Летом много хлопот доставляют утки и чайки.

 

А вороны? На ворон ястребы не охотятся. Да и вообще местные вороны — наши союзники и каждую мы знаем в «лицо».

Во-первых, они очень умные и предпочитают находиться на безопасном расстоянии от самолетов. Во-вторых, вороны разоряют гнезда других птиц, обустраивающих семейную жизнь вблизи аэропорта. Мы не действуем такими варварскими способами: просто не даем этим пернатым гнездиться на нашей территории, делаем так, чтобы они улетали в другие места.

 

Сколько хищных птиц «в штате» аэропорта? Сейчас в аэропорту Домодедово работает пять ястребов. Специалистов орнитологической службы тоже пять. Две птицы трудятся посменно. Три — в резерве, если одна из «рабочих» птиц линяет или не может выполнять свои обязанности по какой-либо другой причине.

 

Сильва — ваш официальный напарник? Пары «орнитолог — ястреб» постоянные по обоюдному желанию. Если нужно заменить кого-то из коллег-сокольников, то обговаривается все до мелочей, даже то, как правильно зайти в вольер и с какой перчатки дать корм.

 Сильва работает только со мной, потому что других людей не любит и их команд не слушается — характер такой. Но со мной ей комфортно. Она относится ко мне, как к другой хищной птице, то есть как к равной.

 

Сильва откликается на свое имя? Она не знает, что ее зовут Сильва. Ястребов мы подзываем свистом.

 

Работать с хищными птицами опасно? У меня на носу есть шрам — это Сильва меня «наградила».  Но специально она не нападает.

 

У вас, кстати, работают только самки. Почему? Самки хищных птиц крупнее и выглядят более устрашающе. Да и в целом самки сообразительнее. Другое дело, что непредсказуемы в период высиживания яиц. Сильва, к слову, ни разу не несла яйца. Мы все ждем, что однажды инстинкт сработает и она улетит от нас...

 

О работе орнитологической службы аэропорта Домодедово и статьи о гражданской авиации прочитать:

Сидоров, К. Ни пуха ни пера / Кирилл Сидоров ; фото Григорий Поляковский  // Вокруг света. – 2019. – № 8. – С. 66–71. – (Рабочий момент).

Зайцев, В. Бортовой журнал / Вадим Зайцев  // Вокруг света. – 2019. – № 8. –  С. 72. – (Цифры).

Авиационная статистика  перелётов, перевозки пассажиров, аварий.

Герваш, А. Ужас летящий / Алексей Герваш // Вокруг света. – 2019. – № 8. – С. 74–79. – (Наука).

Об аэрофобии, её преодолении.

 

О.Ю. Фёдорова,

ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.

28-08-2019

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru