Журнал «Чудеса и приключения» предлагает читателям рубрику – «Славянские древности». В ней в течение года рассказывается о системах летоисчисления, бытовавших в разные исторические эпохи в нашей стране, об исконных, древнерусских названиях месяцев и связанных с ними народных приметах, а также о традиционных верованиях наших далёких предков.
Июль – середина лета, его пик.
В народном славянском календаре этот месяц назывался липень – пышно и ярко цветут липы, разнося аромат лета.
А ещё июль именовали страдником, сенозарником и грозником.
В самом начале месяца, 1 июля, наши далёкие предки отмечали Ярилин день – один из самых важных летних языческих праздников. Ярило – славянское божество молодого солнца. Его приход символизировал окончание весны.
По народным поверьям, Ярило наделял природу своей живительной силой, и потому жители сёл и деревень спешили с самого раннего утра умыться прохладной и чистой росой, которая считалась особенно целебной. Этой же росой старались окропить свои жилища и поля, чтобы придать им силу и мощь Ярилы.
А.А. Шишкин. Ярило
Имя Ярилы до сих пор сохранилось в славянской топонимике. В Белоруссии есть река Ярынь и Ярыловая роща, в России – Ярилова долина на Владимирщине и Ярилово поле в Костромской области. Поля пшеницы именовались ярицей.
Во второй половине июля, 20-го числа, славяне праздновали День Перуна.
А.А. Шишкин. Перун-громовержец
Это был необычайно важный и значимый праздник для всей общины, но прежде всего, для её мужской части, ведь Перун-громовержец был олицетворением мощных и грозных сил матушки-Природы. Можно даже сказать, что летний Перунов день был своеобразным мужским «профессиональным» праздником, таким, как сейчас праздник 23 февраля.
В Перунов день способные держать в руках оружие мужчины приходили к капищу, на котором размещалось изображение бога-громовержца, и освящали своё оружие: мечи, ножи, доспехи. Поминали павших на поле боя своих предков и соплеменников. Сражались на мечах и кулаках, показывая роду свою молодецкую удаль, силу, выносливость и сноровку.
В Перунов день происходил обряд посвящения молодых отроков в мужчины. Перед началом череды испытаний волхвы укладывали подростков на землю с закрытыми глазами. С этого момента и до окончания ритуала никто, кроме жрецов, не имел права с ними разговаривать: отроки считались как бы умершими для мира людей.
После успешного прохождения испытаний молодые люди «возвращались» волхвами для рода, но уже в качестве его полноправных защитников – сильных и ловких, отважных и смелых воинов.
Ну а после в поле устраивался роскошный и весёлый пир c неизменными хороводами, песнями, угощением для всех жителей от мала до велика.
...Как известно, худой мир лучше доброй ссоры. И хотя нашим далёким предкам, как и большинству народов той эпохи, приходилось воевать весьма часто, мирное время, посвящённое возделыванию земли, каждодневным трудам и заботам, славяне ценили всё-таки больше военных баталий.
Невероятно, но факт: в начале XXI века Организация Объединённых Наций (ООН) учредила в 2011 году 30 июля Международный день дружбы.
Зелов, Д. Июль – макушка лета / Дмитрий Зелов // Чудеса и приключения. – 2019. – № 7. – С. 70–71.
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.