17 июля – День расстрела царской семьи
Эхо этих стихов поэта-эмигранта Георгия Иванова недавно отозвалось в Ессентуках.
Летом 2018 года при ремонте здания нашли попорченный влагой и кое-где тронутый плесенью конверт с фотографиями. На большинстве из них один и тот же человек – высокий, симпатичный казак в компании сослуживцев и особ, которых узнают даже те, кто никогда не интересовался историей. С поблёкших фотокарточек на нас смотрят Николай II и его дети!
Одна из найденных фотографий
Бесценный фотоархив явно принадлежал кому-то из близкого окружения российского самодержца. На это указывают непринужденные лица и позы гвардейцев, да и самих августейших персон, которые держатся с ними почти по-дружески.
Поразительно, но ни один из этих снимков никогда не публиковался. Перед нами совершенно новые свидетельства повседневной жизни самой знаменитой семьи начала XX столетия.
Ценности находке придаёт ещё и то, что на двух фотокарточках имеются подлинные автографы царских детей – характерные росчерки четырёх великих княжон и подпись цесаревича Алексея на отдельной открытке.
Благодаря надписям на снимках и биографическим справкам вскоре удалось установить личность хозяина фотографий. Им оказался Анатолий Семёнович Федюшкин (1887–1958).
Род Федюшкиных большой и древний. Он дал России трёх генералов. Анатолий Федюшкин окончил Тифлисский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище. В 1909 году был призван в Собственный Его Императорского Величества Конвой – специальное воинское подразделение, предназначенное для охраны императора и членов его семьи. И этого следовало ожидать, так как в лейб-гвардии служило уже не первое поколение Федюшкиных.
Анатолий Федюшкин очень сблизился с семьёй государя.
Среди обнаруженных в Ессентуках снимков есть один, где Федюшкин изображён рядом со старшей из княжон, Ольгой. На другом: он с тремя лейб-казаками сидит на ковре у ног августейших сестёр.
Характерно фото гвардейцев, позирующих у императорского автомобиля с царской собачкой на руках. Всё это говорит о близости Федюшкина к семье, питавшей к нему самое искреннее расположение.
Особенно доверительные и даже дружеские отношения сложились у Федюшкина с царскими детьми после начала Великой войны, когда Николай II отбыл на фронт. Анатолия Семёновича прозвали «Юзиком» – по имени героя прочитанной книги, очень на него похожего. Вскоре таким манером его величала уже вся венценосная семья, не представлявшая своей жизни без Юзика.
Анатолий Федюшкин часто упоминается в дневниках и письмах царской семьи. Но великая княжна Татьяна, кажется, благоволила к нему больше других. Запись в её дневнике от 31-го августа: «Поехали опять к Ане (Анна Вырубова). Юзик был и Александр Константинович. Душки были. Очень уютно сидели до 11 часов».
Весь 1915-й и половину следующего года Анатолий Семёнович неотлучно находился при супруге и дочерях императора.
22 июня 1916 года великая княжна Татьяна сообщала отцу: «Вчера мы пили чай у Ани. …был и Федюшкин… Четвёртая Сотня уходит 1-го». Перед отправкой на фронт Федюшкина и других офицеров напутствовала сама Александра Фёдоровна. Татьяна Николаевна поднесла другу из конвоя шёлковую рубашку с приколотой запиской: «Да благословит и сохранит Вас Господь, милый Юзик! Татьяна».
Потом грянула революция. Интересно, что на обороте карточки с автографами четырёх великих княжон из тайника Федюшкина в Ессентуках рукой Татьяны Николаевны выведено: «Анатолию Семёновичу. Ц.С. 1917. 7-е Апреля». То есть они подписали ему эту открытку уже после отречения Николая II от престола, когда вся семья находилась под арестом в Царском Селе. Трудно сказать, получил ли Федюшкин этот прощальный подарок от них лично, а, может, через кого-то из общих знакомых или фронтовой почтой. Как бы там ни было, но увидеться им больше не пришлось. Судьба уже сплела венценосной семье венцы иные – звёздные короны страстотерпцев…
Федюшкин примкнул к Белому движению, а потом, вместе с отходившими частями белой армии, покинул Россию. Долго скитался по свету, поселился в Соединённых Штатах и умер в августе 1958 года в Сан-Франциско.
Ровно через 60 лет, в год 100-летия со дня расстрела царской семьи, его тайник был «случайно» обнаружен. Ну, не чудо ли?
Нутрихин, Р. Клад кровавой эпохи / Роман Нутрихин, Игорь Тапсиев // Чудеса и приключения. – 2019. – № 1. – С. 62–65. – (Тайны истории).
Принято считать, что Великая княжна Анастасия уничтожила все свои дневниковые записи в 1917 году. Однако в собрании Дворцовых библиотек Отдела рукописей Российской государственной библиотеки обнаружен альбом младшей дочери последнего российского императора, подаренный ей родителями в 1912 году, на день рождения.
450-страничный альбом – это прекрасно оформленное подарочное издание 1895 г. с подобранными на каждый день годового круга четверостишиями русской поэзии. По сотням страниц разбросаны записи и автографы Анастасии, ее друзей и знакомых, членов дружной царской семьи.
Девочка начала писать в день своего рождения, 5 июня 1912 г. Последние записи датируются ноябрем 1917 года. Через восемь месяцев последует кровавая бойня в подвале Ипатьевского дома...
Полный титул Анастасии Николаевны звучал как Её Императорское высочество Великая княжна российская Анастасия Николаевна Романова, однако в официальной речи ее называли по имени-отчеству. А дома – «маленькой, Настаськой, Настей, кубышкой» за небольшой рост (157 см) и кругленькую фигуру и «швыбзиком» – за подвижность и неистощимость в изобретении шалостей и проказ.
Альбом сохранил для потомков ее дыхание вместе с дыханием Времени.
Да, счастьѣ, какъ бабочка, не долговѣчно.
Не стало подъ небомъ великой страны.
Семнадцатилѣтнимъ осталось навѣчно
Лицо озорное великой княжны.
(Буланчикова Т., 2009)
Многие тайны альбома еще ждут своей разгадки. Предполагается, что в трудные времена лишений альбом служил Великой княжне помянником – по всем тем, с кем разлучила революция и кого она берегла в своем сердце. Об этом статья:
Исаченко, Т. Её звали «Швыбзиком» : фрагменты из альбома Великой княжны Анастасии, расстрелянной вместе со всей царской семьёй в июле 1918 года / Татьяна Исаченко // Родина. – 2019. – № 3. – С. 18–19. – (Женщины Родины / Альбом).
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова,57).