В Древней Руси первый летний месяц называли червень, а ещё – разноцвет или хлеборост.
Как появилось название «червень»? Оно одного корня со словом «червонный» – красный, алый. В июне русичи во множестве начинали сбор кошенильных червей – насекомых, из которых получали насыщенный тёмно-красный краситель. Со временем значение слова «червонный» расширилось и стало означать «красивый», «прекрасный».
Кстати, в средние века древнерусские земли, расположенная на западе современной Украины и юго-востоке Польши, так и назывались — Червонная Русь. В Белоруссии есть город Червень.
В первую неделю июня наши предки обычно праздновали Русальную неделю, праздник культа воды и растительности. Это было летнее святочное время, его так и называли – Зелёные святки.
Девушки водили хороводы вокруг берёзы, плели венки и бросали их в воду. Принято было гадать на суженого, на судьбу. Считалось, что именно в эти дни выходили из воды на берег русалки. Но вот только русалки ли? И почему тогда у Пушкина «русалка на ветвях сидит»? С рыбьим хвостом на дерево не вскарабкаешься!
Поэт был прав: хвоста у русалок не было, да и не жили они никогда в воде. Путаница возникла давным-давно, но закрепилась благодаря популярности образа Русалочки из сказки Андерсена. Хотя название его сказки переводится как «Маленькая морская госпожа». И писал Андерсен не о русалке, а о водяной деве, которая живёт в воде, имеет рыбий хвост и чешую, а её образ соответствует мавке из славянского фольклора.
Так кто же такие тогда русалки? Это духи предков, являвшиеся путникам в образе красивых молодых девушек с длинными волнистыми волосами.
Русалки Ханса Зацки
Русалии, которые справляли славяне, были мистическим поминальным обрядом в память перешедших в иной мир – мир предков Нави. После утверждения христианства на Руси Русальная неделя не исчезла полностью, а встроилась в народный календарь. Дата стала переходящей: её отмечали за неделю до праздника Троицы, который в христианской традиции отмечается на 50-й день после Пасхи.
Один из центральных праздников первого летнего месяца – 21 июня, день летнего солнцестояния, c его самой короткой ночью в году, – день солнцеворота, свадьбы Солнца и Месяца.
Поздно вечером наши предки неизменно разжигали у берегов водоёмов костры и прыгали через них, дабы очиститься духовно и физически, сжечь всё плохое.
Этот день считался днём рождения Перуна – бога-громовержца.
Со дня солнцеворота уже можно было купаться. Купание на день Перуна было ритуальным омовением, очищением от нечисти, от сил зла.
А вот следующий день, 22 июня, был в народной традиции днём Скипера-Змея. По преданию, он похитил младенца Перуна и унёс в Навь его сестёр Живу, Марену и Лелю – богинь жизни, смерти и любви. Считалось, что в это время Навь особенно сильна, поэтому в эти дни на Руси ждали нашествия врагов-иноплеменников.
Невероятно, но начало и Отечественной войны 1812 года, и Великой Отечественной приходится на то самое «змеиное время», когда безногие гады, согласно народным поверьям, играют свои свадьбы, сползаясь во множестве и сплетаясь в страшные клубки: 24 и 22 июня соответственно.
Конечно, Скипер-Змей был повержен, а Перун освобождён, и обе войны закончились победой русских воинов.
О месяце июне можно прочитать в статье:
Суханов, М. Июнь! Июнь! В саду щебечут птицы / Максим Суханов // Чудеса и приключения. – 2019. – № 6. – С. 79–79. – (Славянские древности).
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.