29 июня – День формирования и полковой праздник Кексгольмского полка
 
 
В  № 11 журнала «Родина» за 2018 год был опубликован удивительный снимок.  На огромной – с негативом 110х60 см – фотографии запечатлен в полном  составе Лейб-гвардии Кексгольмский императора Австрийского полк.
 
 
Автор уникального снимка неизвестен. Неизвестно и время съемки. Скорее всего это 1908 год.
 
Фотоаппарат  построен в Чикаго для железнодорожных снимков. Использовались  фотопластинки длиной 2,44 м и высотой 1,06 м. Вес одной кассеты – 226  кг, а самой камеры – 507 кг.
 
На  фотографии более 1250 нижних чинов и офицеров. Для съемки соорудили  специальные леса – больше 20 рядов, по 50 человек в каждом. Одна лишь их  расстановка по росту заняла несколько часов.
 
Ганин,  А. Все ещё живы : на удивительном снимке Лейб-гвардии Кексгольмского  полка «Родина» идентифицировала девятерых офицеров / Андрей Ганин //  Родина. – 2018. – № 11. – С. 4–8. – (100 лет окончанию Первой мировой  войны. Поиск).
 
 
Лейб-гвардии Кексгольмский Императора Австрийского полк — полк Российской Императорской гвардии, образованный при Петре I  (1709–1710 гг.). Один из старейших в Русской императорской армии.  Прошедший через 14 войн.
 
За  свою историю носил разные имена: 2-й гренадерский полк,  Кексгольмский  пехотный полк,  Кексгольмский мушкетёрский полк, Кексгольмский  гренадерский полк, Лейб-гвардии Кексгольмский полк.
 
Старшинство (время формирования) – с 29 июня 1710 года. Полковой праздник – 29 июня.
 
 
|  
 |  
 | 
| Полковой знак, знамёна и знаки отличия   Кексгольмского полка | 
 
 
В  ноябре 1917 года в полку был образован военно-революционный комитет,  возглавивший его переход на сторону большевиков. В начале 1918 года  полк, как воинская часть старой русской армии, был расформирован.
 
Из полка в белых армиях воевало 77 офицеров.
 
Часть  полка оказалась в эмиграции (Сараево, Югославия). В 1925 году в  полковом объединении состояло 47 офицеров, к 1951 году – 22.
 
 
О  героизме, отваге, смекалке кексгольмцев говорит такой факт: в августе  1914-го, лейб-гвардии Кексгольмскому и 1-му пехотному Невскому полкам  пришлось схватиться с немцами в Восточной Пруссии.
 
Кексгольмский  полк один оказался на пути врага и весь день сдерживал целую немецкую  дивизию и даже контратаковал! Но когда группировка была окружена, стало  ясно, что многим не избежать плена. И, значит, надо «беречь знамена».
 
Знаменщик Невского полка зарыл знамя в землю и запомнил место.
 
А  знамя Кексгольмского полка решено было вынести из окружения так, как  учили еще при Петре Великом – на себе. Подпоручик Константин Анучин  обмотал срезанное с древка полотнище вокруг туловища, под походным  мундиром. Венчавшее древко навершие зарыли в землю.
 
 
Анучина  посадили на коня и приказали спасать полотнище. Отстреливаясь, Анучин  попал в плен. Пленных немцы часто обыскивали, поэтому кексгольмцы решили  сжечь знамя. Но прежде вырезали из полотнища лик Спаса Нерукотворного,  один из государственных гербов в углах и вензель Николая II. Вложили их  между доской и жестяной обивкой иконы и отдали икону полковому  священнику.
 
 Сохраненные  фрагменты полотнища офицеры полка спрятали в своей верхней одежде. Ни  одна частичка полковой святыни врагу не досталась. Многие из офицеров до  смерти хранили частички полкового знамени.
 
Знамя Невского полка тоже было сохранено.
 
Об этом эпизоде рассказывается в статье:
 
Смирнов,  А. «Засыхало без корней полковое знамя...» : поразительная история  спасения двух воинских знамен и чести Кексгольмского и Невского полков /  Андрей Смирнов // Родина. – 2018. – № 10. – С. 46–51. – (Первая мировая  война, 1914).
 
 
17–18  августа 1914 года стало для полка трагедией: он погиб в окружении в  Восточной Пруссии. Часть пришлось восстанавливать. И уже в октябре 1914  восстановленный полк дрался под Варшавой.
 
В 1916 году, участвуя в брусиловском прорыве, полк потерял 80% офицеров и 60% нижних чинов.
 
Смирнов,  А. «Где кексгольмец не бывал…» : необходимый комментарий к старой  фотографии и трёхвековому боевому пути полка / Андрей Смирнов// Родина. –  2018. – № 11. – С. 9–11. – (100 лет окончанию Первой мировой войны.  Поиск).
 
 
Почему о найденной общей фотографии Кексгольмского полка долго молчали? В истории удивительного снимка возможен шпионский след.
 
В  Российском государственном военно-историческом архиве сохранилась  поденная «Хроника полковой жизни» Кексгольмского полка с 1905 по 1910  год. В ней упоминаются абсолютно все, даже самые мелкие события и  происшествия (например, как нижние чины играли в городки и один из них  получил травму), но нет ни строчки о беспрецедентной фотосъемке.
 
Возможный  ответ можно найти в изданной в Париже полковой истории 3-го драгунского  Новороссийского Ее императорского высочества великой княгини Елены  Владимировны полка: «Любопытный случай произошел в 1910 году. …Приехал  фотограф, предлагающий снять эскадроны, команды и сделать всякие другие  снимки. Показанные образцы были великолепны. Цена была что-то  исключительно низкая...
 
И  вот в расположении полка появился фотограф. Он предложил сделать снимок  полка в конном строю, но для этого ему нужно построить вышку... На  нашем полковом плацу поставлена в добрый 3-х этажный дом вышка...
 
Полк  был построен перед ней в конном строю... Фотограф влез на нее по  системе лестниц, а его чудовищно большой аппарат подняли туда на  блоках... Провели к нему телефон, по которому он, накрытый черной  материей, отдавал указания, как надо перестроить полк. Эти перестроения  продолжались довольно долго, но, наконец, полк снят. Фотограф и аппарат  спустились прежним способом на землю... Получился, действительно,  прекрасный снимок...
 
Фотограф  уехал и только через несколько недель мы узнали новость: он где-то в  другом городе также кого-то снимал и... там же его поймали и повесили...  Оказалось, что его большой аппарат имел объективы на все четыре стороны  и, ясно, снимая наш полк в конном строю, он долго возился с  перестроениями полка, снимая в это время всю окружность. А так как наша  Зеленая гора господствовала над городом, то с этой вышки видны были  почти все форты и... Картина ясна!».
 
 
Не  правда ли, очень похоже на фотосъемку Кексгольмского полка? Едва ли в  то время было много фотографов с гигантскими аппаратами, способными  снимать больше тысячи человек. И даже если повешенный фотограф шпионом  не был, кексгольмцы вполне могли стереть из своей истории  компрометирующий эпизод. А фотография осталась...
 
Рубцов,  А. За кадром Кексгольмский полк сто лет спустя. История фотографии  Лейб-Гвардии Кексгольмского полка, 1903 [Электронный ресурс] / Александр  Рубцов. – Режим доступа : www.liveinternet.ru. – Загл. с экрана.
 
 
 
Кексгольмский  полк знаменит ещё одной необычной историей. В январе 1878 года, в  разгар Русско-турецкой войны, среди кошмара войны рядовой Михаил Саенко  заметил маленькую девочку, копошившуюся возле мертвой матери. Малышка  стала дочерью полка.
 

 
Каждый  солдат ежемесячно отчислял одну копейку в специально созданный фонд  дочери полка Марии. С офицерского жалованья взнос был больше – один  процент. Добровольным «налогом» облагались даже карточные выигрыши!
 
Деньги  на Марию накапливались на банковском счете – так решил совет опекунов, в  который вошли несколько самых авторитетных офицеров. А когда в 1879  году полк посетил император Александр II, кексгольмцы попросили, чтобы  девочку зачислили в Варшавский институт благородных девиц.
 
 
Мемуаристы  отмечали исключительное благонравие Марии, хороший характер и большие  успехи в учебе. Писали, что, когда подруги по пансиону подбивали ее на  какие-то шалости, она всегда отвечала отказом: «Вам все равно, просто  маменька поругает. А за меня будет краснеть весь мой полк».
 
Краснеть,  впрочем, не приходилось. Полк еженедельно получал полный отчет об  оценках и поведении Марии, данные вывешивались на всеобщее обозрение. И  всегда вызывали живейший интерес всех чинов.
 
 
Когда  в 1890 году Мария окончила Институт, нижние чины полка подарили ей  икону Казанской божьей матери в роскошном серебряном окладе с позолотой.
 
Замуж Мария вышла в 1892 году. В приданое полк дал 12 500 рублей серебром.
 
Оба сына Марии поступили служить, конечно, в Кексгольмский полк.
 
Первую  мировую войну вся семья встретила в действующей армии (в том числе  сестра милосердия Мария Константиновна). Один из сыновей Марии погиб в  1918 году. Его отца, воевавшего в Гражданскую на стороне армии Врангеля,  расстреляли в Крыму в 1920-м. В том же году в Ялте от туберкулеза  скончалась Мария Кексгольмская.
 
 
Вот  уже семнадцать лет лучшей школьнице-выпускнице города Приозерска  Ленинградской области вручают стипендию имени Марии Кексгольмской.
 
Дочь полка Мария Кексгольмская: сегодня она помогает своим ровесницам, как 140 лет назад помогали ей // Родина. – 2018. – № 9. 
 
 
Расследование  журнала «Родина», определение имен по фотографии продолжается.  Идентифицировали сначала девятерых кексгольмцев, а затем еще 14  офицеров. Об этом статьи:
 
Ганин,  А. «От героев былых времён не осталось порой имён…» : «Родина»  продолжает последнюю поверку Лейб-гвардии Кексгольмского полка / Андрей  Ганин // Родина. – 2019. – № 1. – С. 62–64. – (Расследование Родины).
 
Ганин,  А. Подпоручик Михаил Гринцевич: закончил поход в Берлине. В 1941-м… :  «Родина» продолжает поверку Лейб-гвардии Кексгольмского полка / Андрей  Ганин // Родина. – 2019. – № 2. – С. 38–39. – (Расследование Родины).
 
 
Изучать  фотографию Кексгольмского полка можно бесконечно. Наверняка она хранит  еще много секретов. Журнал «Родина» приглашает принять участие в  расследовании – попробовать идентифицировать на старом снимке офицеров и  солдат Лейб-гвардии Кексгольмского полка. Может быть, их лица сохранили  архивы. Может быть, семейные альбомы.
 
Необходимо вернуть потомкам имена и лица героев. Пусть не всех. Пусть хотя бы еще одного...
 
 
О.Ю. Фёдорова, 
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.