Славянские древности
Май. Травень
Журнал «Чудеса и приключения» предлагает читателям рубрику – «Славянские древности». В ней в течение года будет рассказываться о различных системах летоисчисления, бытовавших в разные исторические эпохи в нашей стране, об исконных, древнерусских названиях месяцев и связанных с ними народных приметах, а также о традиционных верованиях наших далёких предков.
Древнее славянское название месяца мая – травень – удивительно точно соответствует изменениям, происходящим за четыре с небольшим недели в матушке-природе. От первой ярко-зелёной молодой травки и белоснежных лесных ландышей до пышного майского разнотравья на исходе весны.
1 мая славяне праздновали Радоницу. Уже в самом названии слышится радость. Это был светлый и весёлый праздник, день духовно-мистического единения живых с усопшими – к ним относились как к живущим, души которых присутствуют где-то рядом.
С утра на Радоницу было принято ударно потрудиться, затем днём отдать дань памяти ушедшим из этого мира, а вечером зажечь праздничный костёр, у которого рядом с живыми будут незримо присутствовать их предки.
Интересной народной традицией на Радоницу было окликание дождя. По поверью, в этот день хоть капля, но должна была упасть на землю. Заметив на небе тучку, дети начинали громко кричать, приманивая небесную влагу. А когда падали первые дождевые капли, люди подставляли им ладони и умывались водой, которая в этот день считалась особенно целебной.
С приходом христианства церковь включила Радоницу в свой обрядовый календарь. В православной традиции Радоница отмечается во вторник, на второй неделе после Пасхи, и является исключительно днём поминовения усопших.
6 мая отмечался день Даждьбога – бога плодородия, солнечного света и живительной силы. Другое название праздника – Овсень большой (слово восходит к глаголу, обозначавшему восход Солнца). В этот день производили первый ритуальный сев поля, а также впервые выгоняли скот из зимнего хлева на пастбище.
Считалось, что в этот день в наш мир, мир яви, приходит супруга Даждьбога – богиня Жива. Вместе они открывают врата в тёплую, солнечную пору. С этого дня начинали петь соловьи – вестники светлого Даждьбога.
6 мая был единственным днём в календаре славян, когда не возносились требы богам. Считалось, что солнечные Даждьбог и Жива делятся с людьми теплом и светом без всякой корысти. Но ответить им за то надо было миром и ладом в семье и общине.
Даждьбог и богиня Жива
14 мая древние славяне отмечали Пролетье – окончательные проводы весны и начало встречи лета. В народном календаре его называли Еремей Запрягальник. Шла последняя неделя пахоты, и начинался сев.
В день Пролетья славяне выполняли обряд пробуждения Матери-Земли: возжигали костёр в честь Матери всех богов – Майи Златовласки, опахивали сохой замкнутый круг вокруг деревни, окуривали землю.
Всю последнюю декаду мая славяне отмечали праздник Грудие росное. Дословный перевод – капли росы и дождя, столь необходимые для урожая. Он назывался ещё Неделей Рода. В эти дни просили для членов рода милости и помощи, обильного урожая, защиты от болезней. В один из дней за общим столом собиралась вся деревня. Взявшись за руки, водили хороводы, в которых энергия рода многократно усиливалась.
Месяцу маю дарят свой аромат ландыш и сирень.
Посаженный возле дома куст сирени считался мощнейшим оберегом, её запах призван был отпугивать всё дурное.
Существует поверье, по которому букет сирени, поставленный на подоконник, приоткрывает дверь в тонкие миры, помогая увидеть вещие сны.
Но на исходе весны отцветает и она, чтобы уступить место долгожданному лету.
Суханов, М. Распустился ландыш в мае / Максим Суханов // Чудеса и приключения. – 2019. – № 5. – С. 48–49. – (Славянские ценности).
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова,57).