Март. Апрель
Журнал «Чудеса и приключения» предлагает читателям рубрику «Славянские древности».
В ней в течение года будет рассказываться о различных системах летоисчисления, бытовавших в разные исторические эпохи в нашей стране, об исконных, древнерусских названиях месяцев и связанных с ними народных приметах, а также о традиционных верованиях наших далёких предков.
Март. Первый весенний месяц. В Древней Руси назывался зимобор, протальник, грачевник, капельник. В марте зима с весною борются, и порой кажется, что неизвестно ещё, чья возьмёт.
Март (бор г. Шадринска)
В марте славяне отмечали целую плеяду ярких праздников. В первый день прихода Весны отмечали Навий день, или День Мары Марены – один из самых загадочных и мистических праздников в славянском календаре.
Эта богиня считалась покровительницей Зимы и Смерти и была женой грозного, но справедливого Кащея. Её образ дошёл до нас сквозь века благодаря русским сказкам и былинам о Марье Маревне.
В сказе о том, как Иван крестьянский сын бился с огнедышащим Чудом-Юдом на Калиновом мосту, именно Мара, стоявшая на границе миров Явь и Навь, встречала души усопших. С приходом на Русь христианства имя Мара постепенно трансформировалось в имя Мария.
Игорь Ожиганов. Мара
Навий день был днём символического перехода от зимы к весне, от тьмы — к свету, от мрака ночи — к яркости дня. Это были последние часы власти богов Нави, подземного, потустороннего мира.
В этот день на костре часто сжигали или разрывали на части и топили в воде чучело Марены, что олицетворяло собой отступление Зимы.
Ближе к концу марта славяне праздновали Комоедицу, известную ныне как Масленица. Этот праздник со сжиганием соломенного чучела Зимы, развесёлыми песнями и плясками, прыганием через костёр и поеданием блинов не только сохранился до наших дней, но и, кажется, переживает в России своё второе рождение.
Круглые жёлтые блины символизируют Солнце, которое день ото дня становится всё ярче и жарче, всё сильнее отогревает застывшую за долгие зимние месяцы землю. Съедая блины, наши предки символически приобщались к Солнцу, к его свету, славе и могуществу.
Комоедица, отмечавшаяся девять дней, была приурочена к одному из самых главных праздников древнерусского славянского календаря — дню весеннего равноденствия, то есть, к 21 марта. В день весеннего равноденствия младенец Солнце-Коляда поднимается выше в небо и становится прекрасным юношей Ярилой-Солнцем. Он окончательно изгоняет надоевшую всем Зиму.
Неслучайно новолетие, то есть начало нового года у славян отсчитывалось именно с этого времени. Мартовская традиция отмечать Новый год, называвшийся в русское средневековье «первый день во году», оказалась очень крепкой, продержавшись почти до конца XV века. Тогда в 1492 году (по привычному нам летоисчислению), в правление Ивана III, дата прихода Нового года была перенесена с 1 марта на 1 сентября.
В народной традиции Комоедица была связана с древнейшим культом медведя — считалось, что именно в эти дни грозный зверь пробуждается от спячки. По некоторым версиям, его называли также Комом (вспомним известную всем поговорку «Первый блин комАм», то есть медведям). Ведь на заре истории славяне приписывали ему мистические черты и почитали как одно из главных тотемных животных.
Суханов, М. Всё ярче и жарче / Максим Суханов // Чудеса и приключения. – 2019. – № 3. – С. 32–33. – (Славянские древности).
Апрель – один из самых удивительных месяцев в году. Если в его начале в лесу ещё порой лежит снег и даже можно кататься на лыжах, то к концу месяца, бывает, стоят такие погожие, тёплые и ясные деньки, что кажется, будто наступила летняя пора.
Весна идёт. Последний снег (Шадринск)
Народные славянские названия апреля отражали процесс пробуждения природы: его называли снегогоном, ручейником, первоцветом. И, конечно же, цветенем – ведь именно в это время из-под земли появляются первые цветы.
На исходе первой недели, 7 апреля, славяне отмечали День Карны. Карна, дочь Мары, являлась вершительницей людских судеб, которые предначертаны Небесами каждому человеку. Слова «корить» и «укор», до сих пор активно употребляющиеся в нашей речи, как раз и ведут свое происхождение от древнерусского слова «карити» – «оплакивать».
В день Карны наши далёкие предки почитали перешедших в мир иной и вблизи капищ разжигали поминальные костры, чтобы души умерших предков смогли согреться от холода и мрака мира Нави. После костра накрывали поминальный обед, в состав которого обязательно входила пшеничная каша с мёдом и изюмом.
Впрочем, Карна, олицетворявшая безграничную печаль, была не только богиней-Плакальщицей, но и покровительницей всех новорождённых (которые всегда связаны с криком и плачем), богиней рождения и перерождения Вселенной.
В народной православной традиции славян на этот день приходится Благовещение, день, когда согласно народным приметам «весна зиму окончательно поборола». C Благовещением был связан красивый обычай выпекать из теста жаворонков или отпускать на волю живых птиц, для того, чтобы вызвать магическим образом окончательный приход весны и прилёт птиц из жарких стран.
В середине апреля (16) славяне отмечали День Водяного, который, по народным поверьям, просыпался к этому времени. Чтобы задобрить своенравного духа озера или реки, славяне бросали в освобождавшийся ото льда водоём в качестве подношения Водяному крошки хлеба и часть первого улова.
После победы христианства этот праздник трансформировался в народной традиции в Никиту Водопола.
Ближе к концу месяца (22) отмечался День Лели, или Лельник.
Леля – вечно молодая и вечно прекрасная небесная богиня, богиня любви и юности. Леля считалась дочерью Лады Богородицы, покровительницы женщин и материнства. Таким образом, в стародавние времена Лельник был неким аналогом женского дня, который в наше время празднуется 8 марта.
На Лельник юные девушки обращались к богине с просьбами о счастливом и удачном замужестве, а также о ладе и взаимопонимании со своими возлюбленными. Кроме того, Леля считалась еще и берегиней: женщины, уже состоявшие в браке и желавшие получить долгожданное потомство, обращались к Леле с просьбами о даровании ребёнка.
Леля – богиня любви и юности
После утверждения на Руси христианства этот праздник трансформировался в известную в народной традиции Красную горку. Отметим, что горками на Руси назывались возвышенные места сельских гуляний, которые первыми просыхали по весне. Ну а красными они звались потому, что в мир шла весна-красна, а на этих горках всякая девушка или молодая женщина норовила показать себя во всей красе.
Лельник был красочным и веселым девичьим праздником: с кострами и хороводами, песнями и плясками, ярмарками – смотринами невест, с неизменными закличками весны. Весну «закликали», то есть приглашали прийти к людям. Любопытно, что изначально юноши и мужчины на подобные девичники не допускались, а могли лишь издали подсматривать за предметами своего обожания.
Суханов, М. Апрель! Апрель! На дворе звенит капель… / Максим Суханов // Чудеса и приключения. – 2019. – № 4. – С. 70–71. – (Славянские древности).
[Фотографии природы] [Электронный ресурс] // Шадринский форум: пейзажи, природа. – Режим доступа : chgs.ru. – Загл. с экрана.
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.