К 210-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
Журнал «Родина» и историк Миша Мельниченко запустили в 2018 году новый проект «Прожито с Родиной», в котором публикуются личные дневники людей, живших в XIX–XX вв.
Тему настоящей дневниковой подборки определило 210-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1.04.1809–4.03.1852).
В. Горяев. Гоголь в Риме
1832. Александр Никитенко (историк литературы, цензор)
Был на вечере у Гоголя-Яновского, автора весьма приятных, особенно для малороссиянина, «Повестей пасечника Рудого Панька». Это молодой человек лет 26-ти, приятной наружности. В физиономии его, однако, доля лукавства, которое возбуждает к нему недоверие…
1834. Александр Никитенко
Вот случай из его жизни, который должен был бы послужить ему уроком, если бы фантастическое самолюбие способно было принимать уроки.
Пользуясь особенным покровительством В.А. Жуковского, он захотел быть профессором. Ему предложено было место экстраординарного профессора истории в Киевском университете. Но Гоголь вообразил себе, что его гений дает ему право на высшие притязания, потребовал звания ординарного профессора и шесть тысяч рублей единовременно
Что же вышло? Гоголь так дурно читает лекции в университете, что сделался посмешищем для студентов. Начальство боится, чтобы они не выкинули над ним какой-нибудь шалости, обыкновенной в таких случаях, но неприятной по последствиям.
Надобно было приступить к решительной мере. Попечитель призвал его к себе и очень ласково объявил ему о неприятной молве, распространившейся о его лекциях. На минуту гордость его уступила место горькому сознанию своей неопытности и бессилия. Он был у меня и признался, что для университетских чтений надо больше опытности.
1836. Александр Никитенко
Комедия Гоголя «Ревизор» наделала много шуму. Ее беспрестанно дают – почти через день. Государь был на первом представлении, хлопал и много смеялся. Я попал на третье представление. Была государыня с наследником и великими княжнами. Их эта комедия тоже много тешила…
1836. Павел Дурново (гофмейстер, автор дневниковых записей о Гоголе)
Только что прибыл наш писатель Гоголь: это очень талантливый молодой человек. Он сочинил водевиль под заглавием «Ревизор», который, говорят, очень хорош. Это злая критика провинции, и говорят даже, что он вынужден был отправиться путешествовать, чтобы избежать неприятностей.
О. Дмитриев, В. Данилова. Гоголь читает «Ревизора»
писателям и артистам Малого театра. 1952
1842. Александр Герцен (русский публицист-революционер, писатель, педагог)
«Мертвые души» Гоголя, – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный. Портреты его удивительно хороши, жизнь сохранена во всей полноте; не типы отвлеченные, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз.
1843. Вильгельм Кюхельбекер (общественный деятель, поэт, декабрист)
На днях прочел я «Мертвые души» Гоголя. Перо бойкое – картины и портреты вроде Ноздрева, Манилова и Собакевича резки, хороши и довольно верны; в других краски несколько густы и очерки сбиваются просто на карикатуру. Где же Гоголь lyrisch wirst (впадает в лиризм), он из рук вон плох [пошл]…
1849. Кирилл Березкин (гимназист)
Мне прислали почитать Гоголя комедии и повести. Я начал с «Невского проспекта». Лучше скажу, что меня всего более поразило. Вот именно это превосходное место, где виден сострадательный Гоголь: «Так погиб, жертва безумной страсти. Бедный Пискарев, тихий, робкий. Скромный, детски простодушный, носивший в себе искру таланта, который, быть может, со временем вспыхнул бы широко и ярко. Никто не поплакал над ним. Никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря. Гроб его тихо, даже без обрядов религии повезли на Охту. За ним идучи, плакал один только солдат-сторож, и то потому, что выпил лишний штоф водки».
Какая прелесть, какое сострадание к несчастному выражается здесь. Право, вникая во все это, всматриваясь, нет, не засмеёшься, а невольно стеснит душу жалость, нет, не улыбнешься даже и на жалкую фигуру солдата-сторожа. Да, здесь виден весь юмор Гоголя. Смеется и в то же время горько горько плачет.
1852. Александр Никитенко
Сегодня получено известие о смерти Гоголя. …Вот еще одна горестная утрата, понесенная нашей умственной жизнью, – и утрата великая! Гоголь много пробудил в нашем обществе идей о самом себе. Он, несомненно, был одною из сильных опор партии движения, света и мысли – партии послепетровской Руси. Уничтожение его бумаг прилагает к скорби новую скорбь.
Ф. Шведов. Портрет Н.В. Гоголя. 1857
Копия с работы Э.А. Дмитриева-Мамонова 1852 года
1855. Вера Аксакова (общественный деятель, мемуаристка)
…Какой святой подвиг вся его жизнь! Теперь только, при чтении стольких писем к стольким разным лицам, начинаем мы постигать всю задачу его жизни и все его духовные внутренние труды. Какая искренность в каждом слове! И этого человека подозревали в неискренности! …Он верил в светлое будущее России, но путь к нему указывал в настоящем.
1876. Семён Надсон (13 лет) (гимназист)
Вчера вечером пришла мне фантазия лечь спать в строении, в котором предполагалось прежде устроить ледники. Спал я с работником Андреем и пастухом, мальчиком лет пятнадцати, Фомою. Заснули поздно, часов в двенадцать, а до тех пор я им рассказывал две сказки Гоголя: «Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством». Андрей заснул под конец, но Фома дослушал до конца и остался весьма доволен.
1909. Анна Аллендорф (учащаяся Нижегородского Мариинского Института благородных девиц)
Юбилей Гоголя! Столетие со дня его рождения. Во всех учебных заведениях чувствуется его память. В нашей прогимназии тоже было «Гоголевское утро» и я присутствовала на нём.
1909. Сергей Вавилов (физик)
Кончились гоголевские «торжества», и так грустно, лучше бы их и не было. Штук десять профессоров с разными интонациями в голосе говорили о «смехе сквозь слезы» и о том, что «мертвые души – живы и среди нас».
Почетные гости два раза хорошо поели на рауте и на банкете, в Большом театре поставили «Майскую ночь», которая, право же, к Гоголю не больше имеет отношения, чем сухое печенье, на коробке которого догадливый фабрикант написал «Гоголевское», в консерватории состряпали концерт из полонезов и гопаков, отношение которых в конце концов опять-таки напоминает коробку из-под «Гоголевской» карамели, в Малом театре поставили «Ревизора» с желанием этим удивить...
И только один памятник, ставший всем чуждым, ненужным, он один истинная тризна по Гоголю. …Да, Гоголь теперь воскрес, он среди нас, он там на Арбатской площади.... И чем хуже были торжества, тем они торжественнее для Гоголя, потому что настоящая гоголевская торжественность, «хлестаковщина».
Памятник Гоголю на Никитском бульваре. 1909
1918. Нина Брешко-Брешковская (воспитанница Смольного института)
Совершенно случайно в «Энциклопедии семейного воспитания и обучения» я прочитала, что Гоголь любил с молодости бичевать пороки и отличался большой гордостью. Это мой недостаток – рано мне еще проповедовать, нужно сначала исправить себя…
1919. Наталья Миротворская (дочь священника)
Сейчас глубоко потрясают несправедливости, встречающиеся повсюду. Чудовищный бюрократизм поглощает столько времени и средств. Это так напоминает помещика из «Мертвых душ» Гоголя, который начинает вводить у себя всевозможные чиновничьи новшества. А расхищение достигло, кажется, своего максимума, люди изолгались, стали несчастны, или, скорее, весь низкий элемент поднял голову, заговорил о себе.
1924. Сергей Прокофьев (композитор)
Когда-то Демчинский рассказывал мне, что Гоголь говорил: «Если не пишется, то всё-таки бери лист чистой бумаги и пиши на нём хотя бы: Гоголь, Гоголь, Гоголь, смотришь – дело неожиданно и пойдёт». Конечно, он прав: если настаивать, то больше шансов что-нибудь написать, чем если вовсе опустить руки, но можно написать случайно плохое, которое и придётся оставить, если оно будет переслоено с хорошим.
1927. Владимир Шокорев (любитель театра, мемуарист)
… Были вчера в театре им. Мейерхольда на «Ревизоре». На меня этот спектакль произвел сильное впечатление. Правду говорят, что «Мейерхольд убил гоголевский смех», да, из комедии он сделал трагедии. Жутко становится от этих чиновников, от этого городничего. Мейерхольд до такой степени насытил этот спектакль мистикой что, я чувствовал, как со сцены пышет не «Ревизором», а всем Гоголем с его «Вечерами на хуторе».
1931. Вячеслав Полонский (критик, журналист, историк)
На днях переносили прах Гоголя, Языкова, Хомякова и нескольких других писателей с Ваганьковского кладбища. Когда стали переносить останки – писатели стали разбирать их себе «на память». Один отрезал кусочек сюртука Гоголя... А Стенич украл ребро Гоголя – просто взял и сунул себе в карман.
В тот же день, зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей – ленинградских писателей – и торжественно объявил, что является собственником ребра Гоголя. Всеобщее удивление и недоверие. Он торжественно предъявил ребро, – гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева. Стенич весь вечер сидел как в воду опущенный.
Позорная история! Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей. Писатели вели себя возмутительно.
1937. Даниил Хармс (писатель)
Довольно прaздности и безделья! Кaждый день рaскрывaй эту тетрaдку и вписывaй сюдa не менее полстрaницы. Если нечего зaписaть, то зaпиши хотя бы, по совету Гоголя, что сегодня ничего не пишется. Пиши всегдa с интересом и смотри нa писaние кaк нa прaздник.
1938. Давид Самойлов (поэт)
Прозаики обычно сумасшедшие тугодумы, которые меняют звонкую монету образа и слова на бумажные ассигнации мысли. Это – доминанта мысли над образом и языком. Их нельзя читать, не выворачивая души и мозга.
Гоголь – первый, до Бабеля, Паустовского и Олеши, который открыл настоящие краски прозаического языка.
Достоевский, Толстой, Чехов, Горький – настоящие прозаики в узком и определенном значении этого слова. Это значит, что целое для них – всё. У Гоголя же каждая фраза так же хороша, как и каждая повесть. Смелость его безгранична.
Достоевский заставляет забывать об искусстве. Гоголь же всегда ведет тебя по грани той утрировки, которая называется поэзией.
В. М. Брикулец. Портрет Гоголя
Воспоминания других людей о М.В. Гоголе можно прочитать в статье:
Мельничено, М. «Всё написанное мною и слабо, и ничтожно…» : великий русский писатель в дневниках современников и потомков / Миша Мельниченко, Алексей Синюхин // Родина. – 2019. – № 4. – С. 30–37. – (Прожито с Родиной).
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.