К 140-летию Павла Петровича Бажова
Сказы ведь тоже не зря придуманы. Иные – в покор, иные в наученье,
а есть и такие,
что вместо фонарика впереди.
П.П. Бажов
Каждый из сказов Павла Петровича Бажова – подлинная жемчужина народной поэзии. Заслуга писателя в том, что он огранил, отшлифовал найденные им «камни», вложил их в чудесную словесную оправу. «Я только исполнитель, – любил повторять Бажов, – а основной творец – рабочий». Главным в сказах Бажова является простой человек, его мастерство, талант и труд. Но герои бажовских сказов имеют реальных прототипов и мифологических предшественников.
Дед Слышко
«Запас образов и сюжетов уральского рабочего творчества был у меня с детских лет», – вспоминал П.П. Бажов. Дома он многое услышал от отца и бабушки. Хорошими рассказчиками были и сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб.
Павел Петрович исходил Урал вдоль и поперек и везде записывал народные пословицы, побасенки, легенды. Особенно памятной для писателя была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым.
Этот восьмидесятилетний старик знал великое множество сказок и побывальщин.
Хмелинин стал прототипом главного героя сказов – деда Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ.
Свое имя дед Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь-ко».
О. Ионайтис. Дед Слышко
Хозяйка Медной горы
Образ Хозяйки Медной горы или Малахитницы в горно-рабочем фольклоре имеет различные варианты: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, Горный дух, Горный старец, Горный хозяин. Все эти фольклорные персонажи являются хранителями богатств горних недр.
В образе Малахитницы Бажов воплотил красоту природы, вдохновляющую человека на творческие искания.
И.Л. Ушаков
Хранительница драгоценных пород и камней, дух или бог местности, она предстает перед людьми в виде прекрасной женщины или в виде ящерицы в короне.
«Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. …Девка небольшого росту, из себя ладная. А уж такое крутое колесо – на месте не посидит…
А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить».
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями – запретами (запрет женщине спускаться в шахту; не жениться молодцу, который хочет обрести покровительство Хозяйки). Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней. «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».
Владения Хозяйки выглядят очень живописно. В то же время они лишены жизни, в них многое напоминает мертвое царство. Да и сама она иногда напоминает оборотня. Степан, когда увидит, как «вместо рук-ног у нее лапы зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья», назовет ее «поганью».
Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Образ Хозяйки горы стал олицетворением мощи, богатства и красоты недр Уральских гор, которые раскрываются только перед лучшими рабочими и мастерами.
Учёные видят сходство Хозяйки Медной горы с Царицей гор из новелл немецких романтиков.
|
|
А. Виноградова. Хозяйка Медной горы
|
К. Бурмистов. Царица гор
|
Девка Азовка
Она неизменно фигурирует в сказах о кладах – без имени и национальности, лишь с неопределённым намёком «из не наших людей». В одних сказах изображается страшилищем огромного роста и непомерной силы. Клады она сторожит ревностно «лучше собаки хорошей…». В других она – то жена атамана, то заложница, прикованная цепями, то слуга тайной силы.
Азов-гора находится на Среднем Урале, километрах в 70-ти от Екатеринбурга. Высота почти 600 метров. На вершине расположены причудливые скалы-останцы похожие на зубчатые башни и стены средневекового замка. С вершины горы открывается красивый вид на город Полевской и его окрестности.
Азов-гора считается одним из самых загадочных мест Урала. О горе два сказа. Первый – что у Азова впервые в этом крае открыты медные рудники, залежи белого мрамора, а на речках – золотые россыпи.
Другой, что разбойники прятали в пещере награбленное. По легенде девка Азовка так и живет в горе, а когда ей становится скучно, выходит ночью на вершину и зажигает там огонек. Огонек многие люди видели, а найти пещеру еще никому не удавалось, ведь скалы на Азов-горе из твердой вулканической породы, и образоваться естественным путем пещера никак не могла. Но кладоискатели здесь не редкость.
Клад действительно был найден в сентябре 1940 года группой полевских школьников. 44 необычные медные фигурки из меди и бронзы оказались хищными птицами с распахнутыми крыльями. Археологи датировали находки IV–II веками до нашей эры. Аналогичные медные фигурки находили и в других местах на Урале, они относятся к Иткульской культуре.
Бажов, узнав о находках, приехал в Полевской. По просьбе писателя ребята передали найденное в Свердловский краеведческий музей.
Будучи на Азов-горе, стоит разыскать на одной из скал портрет Хозяйки Медной горы, который нарисовали студенты художественного училища.
Данила-мастер
Бажов описывает жизнь семьи Данилы в пяти сказах, если считать два незаконченных – «Теплая грань» и «Хозяйкино зарукавье».
В «Каменном цветке» Данила – маленький мальчик, а в «Теплой грани» – уже дедушка, и вся его жизнь оказалась связана с тайной каменного цветка.
У Данилы-мастера был реальный прототип – камнерез Данила Зверев. В его честь названа улица в Екатеринбурге. Зверев открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов.
Таким же чудесным мастером был и Степан – искусный резчик по малахиту.
|
|
И.Л. Ушаков. Данила-мастер Н. Глушкова. Степан
|
А резчик по камню Иванко Крылатко – это Иван Николаевич Бушуев, мастер златоустовской гравюры на стали. Клинки, украшенные Бушуевым, сегодня хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Златоуста.
Образы мастеров связаны с проблемами духовной жизни, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.
Великий Полоз
Змей, образ которого в языческих культурах символизирует плодородие, бесконечность мира, домашний очаг, мудрость, а в христианской – искушение.
Великий Полоз, как и Хозяйка Медной горы, охраняет свои владения, стараясь не допускать человека до разработки золотоносных мест: «пужал», показываясь «в своем полном виде», «беспокойство всякое старателю производил», утягивал в землю инструмент или отводил золото.
Фигура Полоза создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легенд и примет горняков и рудознатцев.
Мифологический змей имеет многочисленных дочерей – Змеевок. С их помощью Полоз «спускал золото по рекам» и «проводил через камень». Он – отец золотокосой дочери по имени Золотой Волос.
Образ женщины-змеи присутствует во многих эпосах мира. Самые известные — Медуза Горгона и Серпентина из сказки Гофмана.
В произведениях Бажова присутствует еще один змей – Дайко.
|
|
|
И. Ушаков
|
Н. Кочергин
|
О. Ионайтис
|
Голубая змейка
Волшебная маленькая змейка, указывающая на самородное золото. «Есть в наших краях маленькая, голубенькая змейка. Ростом не больше четверти и до того легонькая, будто в ней вовсе никакого весу нет. По траве идет, так ни одна былинка не погнется. Змейка эта не ползает, как другие, а свернется колечком, головенку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, да так бойко, что не догонишь ее. Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево черная-пречерная.
М. Митрофанов
Увидеть голубую змейку прямое счастье: наверняка верховое золото окажется… Только оно тоже с подводом. Если лишку захватишь, да хоть капельку сбросишь, все в простой камень повернется».
И Великий Полоз и Голубая змейка «Не любят, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял».
Бабка Синюшка
Персонаж, отражающий женское агрессивное начало. Старушка из сказа Бажова сидит на колодце, полном самоцветов, и душит тех, кто приходит за ее сокровищами. На месте этого колодца сейчас стоит поселок Зюзелка Свердловской области.
Показывается в виде старушки или молодой девушки. Перед удалыми и сильными бабка оборачивается «красной девкой», пытаясь их погубить, так что с одной стороны этот персонаж родственен сиренам.
С другой – бабка Синюшка – персонаж, родственный Бабе-Яге, олицетворение болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой».
С. Емельянова
Олень Серебряное Копытце.
Сказочный персонаж, который, кажется, целиком выдуман Бажовым. Однако и здесь можно найти мифологические корни.
Считается, что Серебряное Копытце – это лось, которому поклонялись древние финно-угорские народы. Великий Лось нес солнце и не мог вступить на землю, поэтому шаманы готовили серебряные блюда, чтобы тот мог встать на них. На них сыпали дары – например, самоцветы. Отсюда и бажовский образ оленя, из-под копытца которого брызжут самоцветы.
У Серебряного Копытца может быть и другой собрат – Золотая Антилопа из индийской народной сказки.
|
|
А. Коковкин
|
А.М. Семенцов–Огиевский
|
Огневушка-Поскакушка
В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка – Огневушка-Поскакушка – размером с куклу, с рыжими волосами, в голубом сарафане и с голубым платочком в руке.
Огневушка происходит от знаменитого идола – Золотой бабы, в переводе – «золото-огонь». Вот и выстраивается цепочка: золото – огонь – женщина – Огневушка-Поскакушка.
«…Где такая Поскакушка покажется, там и золото. Не сильное золото и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. …Только вот забыл в котором месте ту редьку искать: то ли где Поскакушка вынырнет, то ли где она в землю уйдет».
В. Милашевский
Земляная Кошка
Эта гигантская мифическая Кошка бродит под землей на золотых месторождениях реки Чусовой. Рядом с месторождениями – деревня Кунгурка. А в знаменитой Кунгурской пещере живет Подземный Зверь Мамонт. В русских же поверьях утверждается, что над месторождением золота можно увидеть привидение – рыжего кота.
Так скрестился местный Мамонт с русским Золотым Котом, и появилась Земляная Кошка.
Образ Земляной кошки возник в горняцких сказах в связи с природными явлениями. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко.
А. Кудрин
О героях сказов П.П. Бажова, их реальных прототипах и мифологических предшественниках можно прочитать в статьях:
Капитонова, Н. А. Бажов П. П. // Литературное краеведение / Н. А. Капитонова. — Челябинск, 2008. — С. 84–99.
Ситникова, М. Где родилась хозяйка Медной горы / Марина Ситникова // Чудеса и приключения. – 2019. – № 4. – С. 24–26. – (Загадочные народы).
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.