К 100-летию коммунистических субботников
Слово «субботник» вошло в русский язык 100 лет назад после того, как коммунисты одного из московских депо добровольно и бесплатно вышли на работу в субботу.
Апрель 1919 года для советской России был не лучшим временем. Годы войны (Первой мировой и Гражданской) разрушили экономику страны. В Москве член рабочей семьи получал в день в среднем 214 граммов хлеба, то есть всего на 80 граммов больше ленинградской блокадной пайки.
Но несмотря ни на что, многие рабочие искренне верили в торжество нового мира и нового порядка. Поэтому группа железнодорожников московского депо вечером субботнего дня 12 апреля вышла ремонтировать паровозы. «...Когда ремонт был исполнен и паровозы затопили, то все члены партии перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели «Интернационал» и стали расходиться по квартирам».
После этого субботники стали проходить во многих других городах. Первый массовый субботник прошел на той же Московско-Казанской железной дороге 10 мая, на него вышли 205 человек. Таким образом, движение стало массовым и распространилось по всей стране.
Но его сразу попытались сделать обязательным. Так Железнодорожный райком РКП(б) обязал коммунистов отрабатывать по субботам не менее 6 часов – под угрозой исключения из партии. Уже в 1930-е годы участие в субботниках стало обязательным не только для коммунистов.
В 1920 году в субботнике, приуроченном к 1 мая, принял участие В.И. Ленин.
Известна лишь одна фотография, запечатлевшая Ленина на субботнике 1 мая 1920 года, но художники широко отображали это событие в своих работах.
Например, в 1921 году – Н.И. Кривенко, В.Н. Руцай и др.
В 1965 году художник Т.П. Мальцев, в 1975-м – Н.И. Сорока и многие другие.
В 1980-е – И. Незнайкин и др.
В позднесоветское время субботники, как правило, сводились к весенним работам по благоустройству дворов и подъездов, посадке деревьев. Принцип добровольности при проведении субботников отсутствовал.
Апрель. Весенний крик грача.
Социализм в закате.
На день рожденья Ильича –
Субботник. Все – к лопате!
(Иначе – премии не жди.
Как это всем знакомо)!
И даже местные вожди
С граблями у обкома.
Ворчали глухо, по углам:
Мы – творческие люди!
А дворник где, лентяй и хам?
А, ладно. Не убудет.
И, прошлогодних листьев слой
Сгребая неумело,
Подумалось: за год впервой
Полезным занят делом!
С метлой никто не царь, не раб –
Всё мужики да бабы.
И равен юный аспирант
Маститому завлабу.
А через много лет и зим
Забьется сердце чаще,
Когда почуешь горький дым
Листвы, едва горящей...
(Игорь Григоров «Субботник в НИИ»).
Идея о бесплатном труде граждан на общее благо осталась жить и после пришествия капитализма в Россию. А слово «субботник» вошло и в жаргонную речь.
Чагадаева, О. Почин, раскатанный по брёвнышку : воспоминания о коммунистических субботниках, первый из которых состоялся 100 лет назад / Ольга Чагадаева // Родина. – 2019. – № 4. – С. 88–89. – (Легенды Родины).
Нет смысла отрицать факт работы в субботу вечером 10 мая 1919 года на Московско-Казанской железной дороге или 5 июня в Саратове, а затем в другие субботы и воскресенья где-либо ещё. Вопрос в другом: почему пришли и что их толкнуло взять в руки инструмент?
Анализ архивных документов и статей Ленина по вопросам добровольности и бесплатности проводимых субботников даётся в статье:
Поляков, В. А был ли «Великий почин»? : о добровольном и бесплатном труде в СССР, о субботниках / Вячеслав Поляков // Родина. – 2010. – № 1. – С. 98–101.
Свидетельств «собственного почина» пролетариев в архивных документах нет.
В газете «Правда» от 23 мая 1919 года сообщалось, что 17 мая 1919 года на Александровской железной дороге состоялся первый коммунистический «субботник», на нём «98 человек коммунистов и сочувствующих проработали 5 часов сверхурочно, бесплатно, лишь получив право вторично пообедать за деньги, причём к обеду за деньги же было выдано по полфунта хлеба».
В 1920 году в протоколах президиума Астраханского губкома РКП(б) находим: 25 февраля «проведён дополнительный хлебный паёк для субботников. Будет постоянная выдача дополнительного пайка для всех участников субботников».
Через месяц, 23 марта, следуют два отдельных постановления о воскресниках: «О выдаче на Воскресник 28 марта хлебного пайка работающим на распилке дров для железнодорожного транспорта» и «Правильного распределения пайка работающим на Воскреснике».
Оплата субботников и воскресников будет происходить и далее в ленинском стиле: «…для контроля товарищей заводятся трудовые книжки, в которых будет отмечаться работа коммунистов на субботниках…».
Из этих фрагментов явствует, что труд голодных людей не был бесплатным, коли они получили за него по дефицитному куску хлеба.
Партийным руководством страны для закрепления почина субботников и воскресников были приняты документы, дополненные ленинскими пунктами о назначении субботников в следующих главных направлениях: «...в) осуществление диктатуры пролетариата; г) руководство крестьянством; д) спасение от голода и разрухи».
В разделе «Дисциплина» говорилось, что на субботниках будут ставиться «урочные задания... и их проверка через особые трудовые партийные карточки, через которые контролируется выполнение работы (явки на субботники и т.д)».
Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.
В современной России и других странах СНГ и Балтии субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов.
На субботник, господа!
Грабли, мётлы вам в подмогу!
Разбирайте и туда
На газоны и дороги.
Солнцем светит нам апрель,
В мир посыл и чист и ясен,
Как улыбки и капель,
Коллективный труд прекрасен!
(Галина Филиппова «На субботник, господа!»)
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.