К 140-летию Павла Петровича Бажова
...Написал я мои сказы, и мое счастье в том, что я их не испортил. В этом моя заслуга.
П.П. Бажов
«Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: «Сказку, говоришь? Сказки это, друг про попа да про попадью. … А то вот ещё про курочку рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. …
Только я это не умею. Про старинное житьё, да про земельные дела – это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать доводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь – сказку!».
Создание сказов Павел Петрович Бажов считал главным делом всей жизни. Всего он написал 52 сказа.
Сказами писатель «заболел» еще в детстве, когда вместе с ребятами в Полевском слушал рассказы старого сторожа — Василия Хмелинина, который знал их множество.
Что же такое сказ?
Сказ – жанр литературы, подражающий фольклорным произведениям стилем, интонацией и стилизацией речи, ведущий повествование от лица рассказчика.
Это особый жанр, в котором правдоподобный сюжет или реальные события переплетаются с элементами волшебства: ящерица превращается в Хозяйку Медной горы; олень Серебряное копытце выстукивает ножкой драгоценные камни; шкатулка, которой Хозяйка Медной горы одарила Степана, может уменьшаться в размерах, ее нельзя украсть.
Сказ отличается и логикой композиционного построения: от обыденного мира, где переплелись добро и зло, к миру, где сказка сплетается с реальностью: изба Коковани и лесной балаган, где случается чудо.
Однако главное в определении сказа – это не особенности сюжета, а форма его изложения. Повествование ведется от лица некоего рассказчика.
В сказах Бажова это умудренный опытом старик, дедушка Слышко. Его образ колоритен, у него своя речевая манера, богатая присказками, пословицами, поговорками, это человек с юмором, с характером. У читателя появляется возможность ощутить сопричастность к народным традициям, познать свои корни, раскрыть источники силы духа русского народа.
Еще одна особенность данного жанра состоит в том, что мировосприятие рассказчика, тип его мышления, стиль описания событий не совпадают с авторскими.
В творчестве Бажова жанр сказа нашёл наивысшее отражение. Ему подражали, копировали, но образец так и остался непревзойдённым.
Тщательно, до изнурения работал писатель над формой своих произведений, предпочитая лаконизм, о чём говорил: «…не люблю длинных вещей. Мне кажется, они похожи на товарный поезд. Первый десяток вагонов при встрече пропускаешь с удовольствием, с любопытством, а …дальше думаешь, когда же это кончится….
То ли дело коротышка. Её одолеть легко, а отдача тоже бывает, и неплохая, если коротышка сделана».
«Коротышкам» Павла Петровича Бажова была предопределена счастливая судьба, о которой М.М. Пришвин заметил: «Испытанием таланта писателя для взрослых может служить маленькая вещица, годная в детскую хрестоматию».
Именно поэтому сказы, написанные умным и человечным писателем Бажовым, никогда не стареют.
Список литературы:
«Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова / Н. И. Савушкина // Малахитовая шкатулка / П. П. Бажов. – М., 1987. – С. 5–18.
Открытая миру книга / А. Л. Налепин // Уральские сказы / П. П. Бажов. – М., 1987. – С. 5–18.
Павел Петрович Бажов (1879–1950) / Л. И. Скорино // Малахитовая шкатулка / П. П. Бажов.– М., 1984. – С. 5–43.
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.