К 75-летию прорыва блокады Ленинграда
За массовый героизм и мужество, проявленные защитниками блокадного Ленинграда, 8 мая 1965 года городу присвоена высшая степень отличия – звание Город-герой.
Более 100 тысяч негативов снимков «Ленинград в блокаде» только одного фотографа – Тарасевича Всеволода Сергеевича (1919–1998) хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов.
Всеволод Тарасевич – это целая эпоха отечественной фотожурналистики. С начала Великой Отечественной войны он был фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов. Ему было чуть больше двадцати.
В начале 1990-х, уже будучи классиком советской фотографии, Тарасевич напишет: «Во время войны многое показывать было нельзя. Таковы были условия цензуры. Но я снимал. И по обязанности, и по долгу… Среди фотографий есть и серые, и не очень резкие. Сработаны были старенькой «лейкой», которую всегда носил в кармане.
Возможно, сегодня не всем понятно, почему так долго я смотрю на них, осторожно перебираю, помногу раз раскладываю. И не могу спрятать дрожащих рук…».
О военном фотографе В.С. Тарасевиче и его снимках в статье:
Колоскова, Е. «Многое показывать было нельзя...» : снимки прорыва блокады Ленинграда Всеволода Тарасевича, который войну провёл в осаждённом городе / ЕленаКолоскова // Родина. – 2019. – № 1. – С. 98–101. – (Научная библиотека Родины).
Всеволод Тарасевич. [После бомбёжки]
Всеволод Тарасевич. Эвакуация детей. 1941 год
Несмотря на голод и холод в осаждённом городе работали заводы, учреждения, школы.
Из воспоминаний учительницы одной из ленинградских школ Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец.
20 октября 1941 года.
Сегодня меня вызвали в 239-ю школу. Завуч школы сообщила, что начало занятий в ленинградских средних школах с 4 ноября.
…Я обратилась к собравшимся в большом зале: «Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. Пройдут года, вы станете взрослыми, у вас будут дети, внуки… Они вас непременно спросят: «Что вы делали в дни Великой Отечественной войны?» И вы с гордостью скажете: «Мы учились в Ленинграде».
13 ноября 1941 года.
Норма выдачи хлеба снижена служащим до 150 граммов. Но и в этих условиях школы продолжают свои занятия.
К урокам готовлюсь по-новому. Бывало раньше вечера проводила за книгами, чтобы расцветить ярким, красочным материалом урок. Сейчас я себя «ограничиваю». Ничего лишнего. Скупой ясный рассказ.
Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя.
17 декабря 1941 года.
В школе теперь тихо. Кажется, что ученикам и нам говорить трудно. Нет сил. Память детей слабеет.
Урок в ленинградской школе. Фото военных лет
16 февраля 1942 года.
Аня сидит в классе с каким-то просветленным лицом.
— Аня, ты сегодня какая-то совсем другая, — говорю ей.
— У нее в жизни необыкновенное событие.
— Я побывала под душем, — говорит Аня. — Один знакомый дал мне талончик… До чего хорошо!
— И я был в заводской бане, — радостно сообщает Игорь.
Только нам понятна эта радость. Ведь бани прекратили работу с конца декабря, и приходилось мыться в холодных комнатах, скупо расходуя воду.
27 марта 1942 года.
Всё трудоспособное население привлечено к очистке города. Надо убрать снег, лед и мусор на улицах и во дворах. Всё население на улице с лопатами, кирками, санками. Каждому выдан листок, на котором отмечают, сколько часов он отработал. Самые сильные из нас работают ломами и кирками. Но мне и лопата кажется очень тяжелой.
А совсем ослабевшие сидят на стульях и скамьях, дети в колясочках – бледные, прозрачные. Все больные точно впитывают в себя лучи живительного весеннего солнца.
25 июня 1942 года.
С 20 июня начались испытания. Их держат выпускники, оканчивающие семь и десять классов. К нашей радости, только немногие ученики подали заявления об освобождении их от испытаний. «Зимняки», преодолев все трудности, хотят закончить учебный год «как полагается».
Семьдесят один человек из наших «зимняков» перешли в следующие классы. У шести человек осенние испытания, и двое остались на второй год. Длительные болезни не позволили им посещать занятия, а догнать пропущенное не было сил.
В классах теперь часто слышится веселый смех. Дети вновь обрели способность смеяться и шалить. Это большая радость.
27 июня 1942 года.
Опять выпуск и даже традиционный ужин, правда, мало похожий на банкет прошлого года.
Обычный узкий стол, за которым обедают дети, накрыт белой скатертью. Стоят двадцать шесть тарелок для выпускников и три для учителей. На каждой по биточку из шрота — выжимок сои. Рядом с биточком две соевые конфетки. В кружки налит чай. Директору стоило больших трудов добиться разрешения на этот ужин; ведь в нашем городе всё продовольствие еще на строгом учете.
Девушки и юноши принарядились. Мы тоже вынули к этому дню платья, которые за всю зиму не было случая надеть. Настроение за нашим столом прекрасное.
Воспоминания учеников блокадного города в статье:
Мельниченко, М. «Зимняки» : дневники учителей и учеников, переживших первую зиму блокадного Ленинграда / Миша Мельниченко, Алексей Сенюхин // Родина. – 2019. – № 1. – С. 24–30. – (75 лет прорыва блокады).
В блокаду в здании Всесоюзного института семеноводства хранились тонны семян – уникальная коллекция, собранная учёным Николаем Вавиловым.
В первую волну эвакуации примерно 20 тысяч образцов семян из 250 смогли вывезти с собой в ручной клади сотрудники института. Около 40 тысяч вывезли в Красноуфимск самолётом. Остальное вывезти не успели.
Вместе с остатками коллекции в институте остались сотрудники. Шатаясь от слабости, они защищали свои сокровища от воров и полчищ голодных крыс. Многие сотрудники умерли от истощения. Среди них не только учёные, но и агрометеорологи, шофёр, кассир, библиотекарь, снабженец, архивист, дворник.
Часть коллекции всё-таки была утрачена. Но ядро сохранилось. После войны селекционеры вывели на основе оставшихся семян новые сорта пшеницы, ячменя, риса, бобовых, овощей, картофеля.
О сотрудниках института семеноводства, выполнявших свой профессиональный долг рассказывается в статье:
Черенева, Вера. Зерно жизни : сотрудники Всесоюзного института растениеводства умирали от голода в кабинетах, заставленных элитными семенами / Вера Черенева // Родина. – 2019. – № 1. – С. 18–23. – (75 лет прорыва блокады).
Блокаде города на Неве посвящены проза, стихи и статьи из журналов:
Большаков, О. В те дни в Ленинграде... [Текст] / Олег Большаков // Звезда. – 2014. – № 5. – С. 179–198.
Бормоткин, Н. К. Ленинградские рассказы [Текст] : рассказы / Николай Константинович Бормоткин // Наш современник. – 2010. – № 2. – С. 249–252.
Булина, И. Одна зима моего детства [Текст] / Ирина Булина // Звезда. – 2012. – № 2. – С. 173–197.
Гампер, Г. Два листка из блокнота [Текст] / Галина Гампер // Звезда. – 2014. – № 5. – С. 177–178.
Морсова, Н. Поэзия блокадного Ленинграда [Текст] / Наталья Морсова. // Природа и человек. XXI век. – 2016. – № 5. – С. 26–29. - (Экология культуры).
Мясникова, Л. Блокада [Текст] / Любовь Мясникова // Звезда. – 2012. – № 9. – С. 167–180.
Разумовский, Л. Дети блокады [Текст] / Лев Разумовский // Звезда. – 2014. – № 12. – С. 147–175.
Рид, М. Блокада [Текст] : стихи / Мэри Рид, пер. с англ. Е. Шкловский ; публ. М. Семина // Звезда. – 2011. – № 7. – С. 123–126.
Сергеева, Н. Краденый город : 1941 год. [Текст] / Надежда Сергеева // Звезда. – 2017. – № 3. – С. 269–270.
Соколовская, Н. «Не все мы умрем, но все изменится...» [Текст] / Наталья Соколовская // Звезда. – 2014. – № 2. – С. 163–175.
Тихомирова, Н. Блокадный дневник Миши Тихомирова [Текст] : очерк / Нина Тихомирова // Звезда. – 2010. – № 2. – С. 179–202.
Дневник своего брата Нина Тихомирова издает впервые.
Бегишева, А. 900 дней блокады : воспоминания очевидцев / Алия Бегишева и др. // Geo. – 2011. – № 9. – С. 128–141.
Морсова, Н. Блокадная медсестра / Наталья Морсова // Природа и человек. XXI век. – 2014. – № 5. – С. 69–72. – (Память огненных лет).
[О блокадной жизни и снятии блокады Ленинграда 27 января 1944 г.] // Наука и жизнь. – 2014. – № 1. – С. 96–103. – (Из семейного архива).
Смирнов, Г. Исследования с русским колоритом / Герман Смирнов // Техника-молодёжи. – 2014. – № 7. – С. 26–28.
Об аномально низких температурах; Ладожском озере и дороге жизни.
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.