ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

Мастеровой литературы – поэт мастерового люда
 

К 140 –летию со дня рождения Павла Петровича Бажова

 
 

Чем велик и прекрасен человек?

Одухотворённым трудом…

Вне труда нет и человека.

П.П. Бажов

 

Павел Петрович Бажов родился 28 января 1879 года на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых. Отец работал мастером на заводе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей.

Фамилия писателя происходит от слова «бажить» – «предвещать», «ворожить». Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Когда Бажов начал печататься, то взял прозвище своим псевдонимом.

 

Павел Бажов так писал в автобиографии о своём образовании: «…Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды и была система «общежитий», в которых содержание было дешевле, чем на частных квартирах».

Учился Павел хорошо. После окончания Екатеринбургского духовного училища его направили в Пермскую духовную семинарию, в которой когда-то учились: писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, изобретатель радио А.С. Попов, архимандрит Антонин (А.И. Капустин), краевед и фольклорист В.П. Бирюков.

Впереди его ждала духовная академия в Киеве. Но Бажов хотел поступить в университет. В это время умер отец. Надо было помогать слепнущей матери. И Павел Петрович стал учителем. Сначала в глухой уральской деревне Шайдурихе, потом преподавал в Екатеринбурге в том же училище, где учился сам. Позже стал преподавателем в женском епархиальном училище, где учились дочери священников.

 

Он был прекрасным преподавателем, все ученики его любили. А он полюбил Валю Иваницкую — свою ученицу. Дождался, когда она закончит училище, женился. Ему уже было 32, ей 19. Всю жизнь ласково называл ее Валянушкой.

 

 

Павел Бажов и Валентина Иваницкая

 

В июле 1936 года супруги вместе с дочками сидели в саду и пили чай. Отмечали серебряную свадьбу. Валентина была в светлом платье. Играла для любимого мужа на гитаре, пела.

Вдруг Павел Петрович встал и ушел в дом. Вернулся он с тетрадкой. Немого смущенно пояснил, что кое-что написал. И начал читать «Хозяйку медной горы».

Ни он, ни супруга даже не подозревали тогда, что это произведение, как и другие уральские сказы, вскоре сделают писателя знаменитым на всю страну. А у себя на родине он даже получит прозвище «Уральский Гомер».

История счастливой и долгой любви – это тоже своеобразный сказ. На праздновании 70-летия П.П. Бажова первые слова своей речи он посвятил жене: «Мы всегда досадливо оглядываемся на камень, за который запнулись на пути, но почти никогда не вспоминаем с благодарностью о людях, которые протоптали нам широкую и удобную тропу через лес или через топь. Для меня эту тропу в жизни проложила моя жена Валентина Александровна, которая взяла на себя все житейские заботы и тяготы. Благодаря ей я прошёл жизнь по утоптанной тропе и мог спокойно работать».

 

Поженившись, Бажовы построили дом, где прожили 36 лет. В доме всегда было много народу, детей. Дом был очень гостеприимный. Любимым блюдом у Бажовых были пельмени с редькой.

Этот дом с высоким крылечком и сейчас стоит в Екатеринбурге на пересечении улиц Чапаева и Большакова. Там теперь музей Бажова, где все сохранилось так, как при жизни писателя.

 

 

Дом-музей П.П. Бажова

 

18 лет учительского труда Бажов посвятил занятию, которое стало главным в его жизни. Фольклористика стала смыслом его существования, ей он отдавал все свои силы. Где бы ни был Бажов, он везде беседовал с рабочими, записывал их рассказы, меткие слова.

Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи помог Бажову в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь. «Узелками для памяти» называл их писатель. Записи составили шесть тетрадей, которые, по воспоминаниям автора, «были потеряны вместе с принадлежавшей мне библиотекой, разграбленной белогвардейцами, когда они захватили Екатеринбург».

 

С началом Первой мировой войны в Екатеринбурге стало голодно, в 1914 году семья Бажовых перебралась в Камышлов. В Камышлове Бажов заводит знакомство с революционными группами рабочих. Здесь Бажовых застала революция. Павел Петрович сразу принял сторону революции, стал коммунистом, его назначили комиссаром просвещения.

За время Гражданской войны Бажов был дважды арестован, дважды бежал из тюрьмы, вынужден был скрываться в Сибири, на Алтае. Там он  участвовал в создании партизанских отрядов, воевал, редактировал дивизионную газету, вёл партийную работу.

 

После Гражданской войны Бажов возвращается на Урал.

Журналистика привлекает его более всего в эти годы. В 1923–1930 годах Павел Петрович работает в редакции «Крестьянской газеты», ездит по области, знакомится со многими людьми. Бажов-журналист много пишет статей о новых стройках, заводах.

 

 

П.П. Бажов за работой

 

В 1924 году выходит в свет первая книга Павла Петровича «Уральские были» – очерки о дореволюционной жизни рабочих Сысертского завода. Этнографические зарисовки и фольклорный материал придавали книге особую ценность.

В 1926 году появляется повесть «За советскую правду», рассказывающая о партизанском движении в Сибири.

В 1930 году выходит книга «Пять ступеней коллективизации» о становлении колхозов на Урале.

Истории полков Гражданской войны, в которых пришлось воевать Бажову, было посвящено несколько работ: 1934 год – «Бойцы первого призыва» (история полка Красных орлов), 1936 год – «Формирование на ходу» (о Камышловском полке).

 

В 1939 году под псевдонимом «Егорша Колдунков» Бажов выпускает повесть для детей «Зелёная кобылка» – трогательное воспоминание о детстве, со всеми его радостями и печалями.

Определяя содержание повести, Бажов писал: «Хотелось по-другому показать условия воспитания ребят в рабочей семье, в противовес тому, что у нас нередко изображалось… Да, было темнота… Была и нужда и материальная ограниченность, но ребята не слабосильными росли: из них ведь выходили те мастера и подмастерья, которые играючи ворочали клещами шестипудовые крицы и подбрасывали в валок тяжёлые полосы раскалённого железа».

«Зелёная кобылка» имела продолжение – повесть «Далёкое – близкое», законченную после Великой Отечественной войны.

 

По доносам Павла Бажова дважды исключали из партии, лишали работы. Первый раз в 1933 году. Через год работу вернули. Бажов стал редактором издательства.

В 1937 году его опять по доносу вызвали в НКВД. Он понимал, что это арест, простился с родными. Но на его счастье в это время шли аресты в самом этом грозном учреждении. Бажов, не дождавшись приема, тихо ушел домой. Его второй раз исключили из партии, лишили работы. Люди стали обходить дом Бажовых стороной. Семья бедствовала. Выручал огород и сад около дома.

Павел Петрович больше года не выходил со двора, ждал ареста. Днем он работал в огороде, сочинял сказы, ночью их записывал. Позже он напишет: «Выдалась такая невеселая полоса в моей жизни... И начал я сказы писать, чтобы боль свою потушить. Думал: никому это не нужно, сам себе сказки рассказываю, все равно без своей работы жить не могу». За время вынужденной безработицы Бажов подготовил к печати 14 сказов, сдал их в редакцию.

Толчком к написанию сказов стало знакомство с собирателем уральского фольклора Владимиром Павловичем Бирюковым. Бирюкову для сборника нужны были произведения народного творчества рабочих. В ответ на просьбу Бирюкова помочь, Бажов написал по памяти сказы, которые слышал в детстве.

 

В январе 1939 года товарищи решили отметить шестидесятилетие Павла Петровича. В день его рождения все собрались в клубе. Бажов и его жена впервые сидели в президиуме, стесняясь своей поношенной одежды и обуви. Друзья подарили юбиляру большой свёрток. Зал наблюдал, как он разворачивает пакет за пакетом. И, наконец, под многими слоями бумаги оказалась маленькая книжка.

Бажов прижал ее к груди. На глазах у него были слезы. Это было первое издание «Малахитовой шкатулки» тиражом всего в 20 тысяч.

 

 

Авторский экземпляр первого издания «Малахитовой шкатулки», 1939 г.

 

Но эта маленькая книжка, как потом писали, «отвела от дома Бажовых беду». Через три месяца Бажов был с почетом принят в Союз писателей СССР, ему вернули работу. Через год он возглавил писательскую организацию Свердловской области.

 

Книги и очерки, которые Бажов написал до 1937 года, при его жизни никогда не переиздавались. Зато сказы издавались миллионными тиражами. А «Малахитовую шкатулку» перевели на 80 языков мира!

Сказы были так хороши, что «Малахитовую шкатулку» в 1939 году послали на Международную выставку в Нью-Йорк! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазками.

Книга пользовалась большим успехом, да таким, что на родину она так и не вернулась: уникальное издание с украшением из уральского камня и серебра пропало. Коллекционеры не могут найти его до сих пор.

Второй вариант тоже оригинально изданной книги был отправлен на международную выставку «Мир завтрашнего дня». В кожаный переплёт книги была вмонтирована малахитовая пластинка, на которой крепилась серебряная ящерка, украшенная рубинами и хризолитами. На родину эта книга также не вернулась…

Павел Петрович лично осмотрел книги, прежде чем те отправились в США. Подобная ответственность его, к слову, не радовала.

 

 

Один из вариантов оформления «Малахитовой шкатулки»

 

Во время войны в Свердловск были эвакуированы семьи писателей из Москвы, Киева, Ленинграда. В уральском городе оказались семьи Агнии Барто, Льва Кассиля, Ольги Форш, Мариэтты Шагинян, Федора Гладкова др. Всех надо было принять, расселить, дать работу, одеть, накормить... Бажов помогал эвакуированным писателям.

Агнию Барто поразили мальчишки и девчонки из ремесленного училища, которые встали к станкам на заводах. Она захотела написать о них поэму. Бажов посоветовал ей самой пойти учиться в ремесленное училище и получить рабочую профессию. И Агния Львовна в свои 36 лет встала к станку рядом с подростками. Стала токарем! И написала поэму «Идет ученик».

 

В тяжелые годы Великой Отечественной войны у Бажова «было внутреннее задание дать цикл сказов, связанных с общей установкой в стране, с тем, что переживал народ». И он пишет сказы о профессиональном и нравственном превосходстве русских мастеров над немецкими.

«Про наших златоустовских сдавна сплётка пущена, что они мастерству у немцев учились. От них заводские переняли, как буланую сталь варить, как рисовку и насечку делать, как позолоту наводить. И в книжках будто бы так записано. Только этот разговор в половину уха слушать надо…

…Нашим и без завозного немца было у кого поучиться. И сами, понятно, не без смекалки были, к чужому своё добавляли. По старым поделкам это въявь видно…» («Иванко Крылатко»).

«Сказы о немцах» проникнуты идеей о том, что русский народ и его культура, его творчество не только не уступят немецким, но и во многом превосходят их. По сути это озорные, сатирические произведения. И, возможно, именно поэтому они стали так любимы и на фронте и в тылу.

Тема русской национальной гордости стала одной из ведущих в творчестве П.П. Бажова, а бажовская «Шкатулка» пополнилась новыми сказами.

 

Бажов обращается также к историческому прошлому Урала, преемственности рабочих династий, профессиональным традициям. Сказы становятся более реалистичными, сказочное и фантастическое отходит на второй план. На первом – любовь к Отчизне и патриотизм.

В сказах воссоздан образ русского рабочего, показан его ясный ум, сила духа, умение противостоять испытаниям. Сказы воспевают смелую выдумку, умелые рабочие руки, способные осуществить любой замысел Мастера, воспевают труд, превращающийся в творчество.

В это время создан сказ «Живинка в деле», один из лучших в творчестве писателя. Он о поэзии труда обыденного, повседневного, когда простой углежог, занятый «грязным» и неинтересным трудом, постигает поэзию своей профессии и становится первоклассным мастером.

Поэтическая история «Ермаковы лебеди» даёт уральскую версию предания об освоении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них – о неприкосновенности лебедей, якобы указавших богатые ископаемые места.

В сказе «Кошачьи уши» речь идёт о Пугачёвском движении на Урале.

 

«Малахитовая шкатулка» выходит вторым изданием в 1942 году, в 1944-м – третьим и четвёртым.

Книга издаётся во многих странах мира, но наиболее близка она тем, кто находится на фронте, вдали от дома. Писатель Борис Полевой рассказывал, как в блиндаже у Вислы он увидел майора, читавшего ночью книгу. Майор погиб в бою, а книга досталась в наследство фронтовым корреспондентам. Это была «Малахитовая шкатулка»…

Бойцы писали Бажову с фронта с просьбой выслать его книги. Он, обращаясь к воинам во фронтовых газетах, подписывался: «ваш старый уральский сказочник». В бандероли писатель упаковывал не только свои произведения. Он всегда добавлял маленький гостинец – кулек с табаком.

Этот табак Бажов выращивал у себя в огороде за домом. И выращивал не только овощи, но даже экзотичные фрукты. Например, в его комнате около печатной машинки стоял горшок с инжиром.

 

Автор тоже, как и сказы, не остаётся незамеченным. В 1943 и 1946 годах Бажов становится лауреатом Государственной премии, а в 1944-м получает орден Ленина.

Но характер Павла Петровича от наград не изменился. Поэтесса Людмила Татьяничева называла его «совестью писателей». Никогда ни о ком не говорил зло, никому не завидовал. Жил в том же деревянном доме, без водопровода и центрального отопления. Отказывался от положенных ему привилегий. Отказался от автомобиля. И каждый день этот немолодой и не очень здоровый человек холодной зимой и жарким летом ходил на работу пешком, а это 13 кварталов! Ему предлагали переехать в Москву, он отказался.

Одевался всегда просто, не признавал галстуков. Не изменял своим привычкам, писал, стоя за конторкой. Мало кто знает, но все сказы Бажова написаны одной и той же перьевой ручкой. Причем сделал ее Павел Петрович еще в 1915 году. Срезал стебель камыша и вставил в него купленное металлическое перо. Только в последние годы его жизни писатели подарили ему пишущую машинку.

 

 

Самодельная ручка Павла Петровича Бажова

Фото из фонда Объединенного музея писателей Урала. Переснято А. Булатовым

 

И творчество своё Бажов оценивал более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец – рабочий».

На похвалы в свой адрес он всегда старался ответить или шуткой, или перевести разговор на другую тему: «Большое спасибо за приятное письмо. За пожелания. Словом за все кроме заключительного комплимента – это лишнее.

Все же знаем, что всякий, кто не ленив, по хорошему материалу может сделать вещь, если предоставят время. Рассказы наших старых рабочих, как вы знаете, представляют редкий по качеству материал. И моя задача здесь сводится лишь к тому, чтобы не отклоняться от народного в изложении и подчеркнуть те точки, которые занимательны для современного читателя. Время и труд, конечно, требуются, но говорить об одаренности излишне и даже вредно. Поднимая одного автора, можно оттолкнуть других. А ведь собирать эту уходящую народную историю труда надо как раз многими руками и надо с этим спешить».

 

Война окончилась. Но легче Павлу Петровичу не стало, в феврале 1946-го его избрали депутатом Верховного Совета СССР.

 

 

П.П. Бажов на заседании депутатов Верховного Совета СССР

 

Работы прибавилось. Люди шли к нему за помощью, писали письма. Он внимательно относился к каждой жалобе. Ему уже 67 лет, сказываются и возраст, и болезни. Он стал плохо видеть.

А тут еще начались поиски «врагов» среди писателей. Он защищал тех, на кого нападали, не давал исключать из Союза писателей, в том числе не дал в обиду детскую писательницу Беллу Дижур — мать Эрнста Неизвестного.

Наверно, не случайно Эрнст Неизвестный, который с детства знал писателя, сделал модель памятника Бажову. Жаль, что эта модель осталась только на фотографии.

Когда Павла Петровича уговаривали дать согласие на выборы в депутаты Верховного Совета на второй срок, он пытался отказаться, но его сумели убедить.

 

На одной из сессий в Москве Бажову стало плохо. Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года в Кремлевской больнице от рака легких.

Писатель не раз говорил своим близким: «Нет лучше Урала! На Урале родился, на Урале и умирать стану!». Так случилось, что он умер в Москве. Но его привезли в Свердловск и похоронили в родном городе на высоком холме Ивановского кладбища. Там установлен памятник Бажову.

 

 

Валентина Александровна пережила мужа на 20 лет. У них было семеро детей, четверых они похоронили. Особенно тяжело они пережили потерю сына Алеши, который в 19 лет (в 1935 году) погиб на заводе.

 

 

Семья П.П. Бажова

 

В конце жизни Бажова в семье остались три дочери. Ольга, горный инженер, работала в Якутии, Воркуте, Тюмени. Елена, инженер-строитель, работала в Москве, Комсомольске-на-Амуре.

Помощницей в семье оставалась младшая — Ариадна (дома ее звали Ридчёна). Она помогала отцу в работе. Позже она написала две книги об отце «Дом на углу» и «Глазами дочери».

 

Ариадна закончила факультет журналистики, но стала историком, доктором исторических наук. Вышла замуж за военного журналиста Тимура Гайдара — сына Аркадия Гайдара. Так породнились два знаменитых писателя. (Аркадию Петровичу Гайдару 22 января 2019 года исполнилось 115 лет со дня рождения). Их общий внук — Егор стал известным экономистом.

 

 

Редкий кадр, где Бажов улыбается. (Переснято А. Булатовым)

 

В литературе любого народа есть книги-однодневки и так называемые «вечные» книги. Сказы Бажова из числа последних, ибо каждое поколение открывает своего Бажова. Они о настоящих ценностях: о любви к родной земле, к стране, к семье, к своему делу, о любви и верной дружбе, которые не купишь ни за какие деньги.

Они не стареют, потому что обладают ещё одним, пожалуй, наиболее важным достоинством – они славят рабочего человека – Мастера, созидателя.

 

Список литературы:

«Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова / Н. И. Савушкина // Малахитовая шкатулка / П. П. Бажов. – М., 1987. – С. 5–18.

Открытая миру книга / А. Л. Налепин // Уральские сказы / П. П. Бажов. – М., 1987. – С. 5–18.

Павел Петрович Бажов (1879–1950) / Л. И. Скорино // Малахитовая шкатулка / П. П. Бажов.– М., 1984. – С. 5–43.

Чудодей слова / А. Кондратович // Ключ земли : уральские сказы / П. П. Бажов. – М., 1989. – С. 3–8.

 

О.Ю. Фёдорова,

ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.

22-01-2019

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru