Центральная библиотека им. А.Н. Зырянова –
библиотека с доступом ко всем базам
ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ!
(Из материалов пресс-службы Президентской библиотеки)
От «лести идольской» - к великому искусству: история русского театра в материалах Президентской библиотеки.
2019 год объявлен в России Годом Театра. Надо отметить, что театр в России – явление уникальное и самобытное. И если его история последних десятилетий известна достаточно хорошо, то истоки, уходящие в глубь веков, по-прежнему остаются для многих белым пятном.
Основы отечественной драматической сцены начали закладываться ещё в эпоху Средневековья. Об этом можно прочитать в книге А. С. Архангельского «Театр допетровской Руси» (1884):«В древнерусских народных играх, обрядах, празднествах, в разного рода древнерусских забавах и увеселениях – во всей этой „лести идольской“ – лежали богатые зачатки безыскусственного народного театра».
Первыми актёрами российского театра были деревенские жители, вот что пишет об этом А. С. Архангельский: «В пирующих, пляшущих… мужиках – перед нами выступает местный народно-бытовой элемент. Правда, представители деревенского населения выступают перед зрителями в не совсем завидной роли; но уже один тот факт, что их пригласили на свадьбу, что они пируют на сцене, перед зрителями – является весьма знаменательным. Зрители переносятся в среду мужиков; среда эта считается достойной внимания...»
В то же время П. О. Морозов в своём исследовании «История русского театра до половины XVIII столетия» (1889) подробно рассказывает о своего рода зачатках драматической постановки: «У нас на Руси первых признаков появления драматического элемента в словесности следует искать в культовом обряде и сопровождающих его песнях, и вместе с тем – в играх, в которых мимический инстинкт, всякому человеку присущий, находит выражение в действии. Таким образом, в сохранившихся до нашего времени народных обрядах, в народных праздниках, гаданьях, хороводных играх и т. п. мы видим присутствие более или менее значительной доли драматизма, видим не только диалог (сам по себе ещё не составляющий драмы), но диалог в соединении с поясняющею его мимикою, с действием, рассчитанным на зрителей».
П. О. Морозов также подчёркивает, что уже в те времена участники подобных обрядов нередко носили костюмы – совсем как театральные актёры в будущем: «Обычными и наиболее распространёнными у нас типами ряженья являются фигуры животных – волков, лисиц, журавлей, в особенности же медведя и козы; далее мужчины рядятся женщинами и наоборот; рядятся разбойниками, цыганами, чертями».
В книге В. Всеволодского-Гернгросса «Краткий курс истории русского театра»(1936) говорится о первых «профессиональных» актёрах – скоморохах: «Ещё до развития в России театра носителями „актёрского“ искусства в старой Руси были так называемые скоморохи – балагуры-весельчаки. В скоморошьем репертуаре видное место занимали примитивные диалогические сценки увеселительно-сатирического характера, являвшиеся непосредственным родоначальником игр-комедий и так называемой „народной драмы“».
Привычные очертания русская драматическая сцена мало-помалу стала приобретать уже в начале XVII века. В. Всеволодский-Гернгросс рассказывает :«Первый же Романов в год своего избрания на царство (1613) отдал приказ о сооружении особой „Потешной палаты“ – родоначальницы наших театральных зданий. Потеха на языке XVII века отождествлялась театру: потешными ребятами назывались комедианты».
Следующий виток развития пришелся на царствование отца Петра I – Алексея Михайловича Тишайшего. В вышеупомянутой книге «Театр допетровской Руси» (1884) описывается убранство типичного для того времени театра.
И всё же, отмечает автор, в те годы театр в основном был развлечением для высших слоев общества, то есть фактически был придворным. Но постепенно он расширял свое влияние, и удержать его в привычных рамках было уже сложно.
Мощный импульс развитию русской драматической сцены дал, конечно, Пётр I. По замыслу императора, театр должен был стать доступен каждому и служить инструментом европейского просвещения. Об этом можно прочесть в раритетном издании «История русского театра» (1914) под редакцией В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса: «Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России. Если для „тишайшего царя“ театральные представления были только придворной забавой, „жалостной“ или „прохладной“, то для его сына, великого Преобразователя, они уже сделались могучим средством проведения европейского просвещения в некультурную русскую среду». Но для этого требовался настоящий театр – такой, каким он был в Западной Европе.
С тех пор российская сцена стала стремительно набирать обороты, превращаясь в один из лучших образцов мирового театрального искусства. Авторы-редакторы «Истории русского театра» в начале XX столетия отмечают, что «ученик» очень быстро превзошёл своего «учителя».
Для просмотра перейдите по ссылке:
https://www.prlib.ru/catalog/53864
Ляпустина Л.В.,
зав. сектором методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им.А.Н. Зырянова