Ученые до сих пор спорят об этимологии названия «Сибирь». Существует несколько версий происхождения слова. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. С точностью можно сказать лишь одно – название Сибирь обозначало земли к востоку от Уральских гор еще задолго до появления здесь русских.
Тюркская версия происхождения слова. По ней слово Сибирь является искаженным тюркским словом «сибэр» или «чибэр», которое в переводе означает «красивый». Древние татары легко могли назвать так земли к востоку от их владений, так как красота сибирской природы и сейчас поражает воображение.
В пользу этой версии говорит и татарский обычай давать всему очень простые и ясные имена. Озера Чебаркуль, Иссыккуль в переводе означают лишь словосочетания «красивое озеро», «горячее озеро». Кстати, очень многие названия в Сибири имеют тюркское происхождение – огромное количество рек и озер, населенные пункты.
Монгольская версия. Эта версия также языковая, но с монгольскими корнями. Слово «шибир» с монгольского дословно перевести нельзя, однако его смысл обозначает болотистую местность поросшую лесом, преимущественно березовым.
Если вспомнить о природе южных районов Сибири, то ассоциация напрашивается практически сразу: березовые колки перемежаются с болотами, подчас непроходимыми. Монголы пришли в Сибирские земли именно с юго-востока, так что миновать болотистые низины южной и средней Сибири они никак не могли.
Созвучие слова современному названию и история заселения края говорят только в пользу этой версии.
Этническая версия. Эта версия является самой логичной. Связана она с тюркоязычным этносом, больше известным как сибирские татары. Сами татары называли себя «сабыр».
Легко предположить, что территории к востоку от Урала посещались русичами еще задолго до начала освоения в XV веке. Сибирские татары жили на этих территориях испокон веков, так что русские могли легко назвать земли по имени народа, их населявшего.
Кроме того, Сибирское Ханство обладало огромным влиянием и мощью, так что его земли легко могли быть обозначены как земли Сабыров или Сибирь.
Безусловно, существуют и другие версии происхождения термина Сибирь.
Праздник Сибири уходит своими корнями глубоко в историю. В ноябре 1581 года Ермак с дружиной, отслужив молебен, вошел в столицу Сибирского ханства — град Искер.
Праздничная дата День Сибири, или Сибирский день, отмечалась в Сибири до революции 1917 года. Этот день называли также Днем Благодарения Сибири, он входил в число Великих сибирских праздников XIX века.
День Сибири – это день единения всех народов, населяющих Сибирь, праздник, всем понятный, свой, не заёмный, не надуманный, а учреждённый нашими предками 131 год назад.
Сейчас праздник возрождается. Например, в Тюмени он проводится в четвёртый раз.
Версии происхождения названия «Сибирь» [Электронный ресурс] // Информационный интернет портал Сибирь-инфо.рф– все о Сибири и немного обо всем / ред. информ. ленты сайта Богатов Сергей Владимирович. – Режим доступа : Сибирь-Инфо.рф. – Загл. с экрана.
О Сибири, её истории и освоении можно прочесть журнальные статьи:
Банев, В. Последнее сражение Кучума : воевода Андрей Воейков открыл путь для покорения Сибири / Виктор Банеев // Загадки истории. – 2018. – № 22. – С. 34–35. – (Великие первопроходцы).
Данилова, А. Сердце для стальной птицы : пермские моторы обеспечивали 70% потребностей военно-воздушных сил / Алина Данилова // Загадки истории. – 2018. – № 15. – С. 6–7. – (Назад в СССР).
Ефимов, М. Последний маршрут Жозефа Мартена : французского путешественника спасли великодушные сибиряки / Михаил Ефимов // Загадки истории. – 2018. – № 19. – С. 34–35. – (Великие первопроходцы).
Солух, С. Чужие слова / Сергей Солух // Новый мир. – 2018. – № 5. – С. 193–197.
О Сибири периода Гражданской войны 1918 г.
Андрейкина, Ю. «Уходили в поход партизаны...» : партизанское движение в Сибири в фотографиях РГКАКФД / Юлия Андрейкина // Родина. – 2017. – № 11. – С. 116–123. – (Научная библиотека Родины).
Мельников, Р. И друг – калмык... : в ссылке, на которую власть обрекла целый народ, калмыкам помогли выжить простые сибиряки / Роман Мельников // Родина. – 2016. – № 3. – С. 54–57. – (Судьбы Родины).
Люсый, А. Сибирь как текст: идея, приём, культура / Александр Люсый // Знание-сила. – 2015. – № 12. – С. 89–96. – (Обитаемое пространство).
Сибирь в истории; Сибирь как провинция, колония, фронтир (граница между освоенными и неосвоенными землями).
Мариупольский, А. Вино царское, настойки горькие, настойки сладкие : акцизная реформа 1863 г. в Западной Сибири / Андрей Мариупольский // Родина. – 2014. – № 6. – С. 117–119. – (Реформы и реформаторы).
Туров, С. Сказ про то, как воробьи Уральские горы перелетели, а раки переползли / Сергей Туров // Родина. – 2014. – № 1. – С. 151–152. – (Стиль жизни).
О появлении в Сибири растений и животных (воробьёв, пчёл, раков и др.), нетрадиционных ранее для этих территорий ; Об изучении Сибири П.С. Палласом, С.К. Паткановым ; О раках Фетисова в Исети.
Холопова, Е. Зачем Ермак пошел в Сибирь? / Елена Холопова // Знамя. – 2013. – № 4. – С. 203–209.
Всеподданнейшая записка генерал-губернатора Восточной Сибири М.С. Корсакова // Вопросы истории. – 2011. – № 6. – С. 87–98.
Об административном устройстве Восточной Сибири в XIX веке, её роли во внешней политике.
Мамедов, Р. Бесплатная путёвка в Сибирь от Сталина / Раджаб Мамедов // Эхо планеты. – 2011. – № 22. – С. 32–35.
О массовой депортации в Сибирь «социально чуждых элементов» Латвии, Литвы, Эстонии, Молдавии, Белоруссии, Украины (1941 г.).
Шекшеев, А. П. «Мы знаем, что Сибирь будет покрыта садами» / А. П. Шекшеев // Вопросы истории.– 2011. – № 2. – С. 104–113.
О развитии сельского хозяйства Сибири в начале XX века.
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.