Русская православная церковь в 2018 году отметила 100-летие с момента начала работы всероссийского Поместного собора 1917–1918 годов.
Поместный собор Православной российской церкви проходил в Москве. Это был первый всероссийский церковный собор начиная с XVIII века, его важнейшим решением стало восстановление патриаршества.
Подготовка Поместного собора была начата ещё императором Николаем II. В январе 1906 года царь учредил специальный орган — Предсоборное присутствие, которое должно было подготовить созыв Собора и проекты его основных решений.
Далеко не все решения, принятые век назад, были воплощены в жизнь, на что были разные причины. И наиболее очевидными препятствиями стала разразившаяся вскоре после революционных событий гражданская война и последовавшие затем беспрецедентные гонения на Церковь и верующих.
Но всё же значение Собора велико:
- Всероссийский Собор начала XX века объединил Церковь перед лицом развернувшихся жестоких гонений на нее, и помог ей в них выстоять.
Действительно, благодаря подлинной, традиционной русской соборности в те самые дни, когда воинствующие безбожники захватывали власть в стране, наша Церковь обрела своего Предстоятеля. Им стал святитель Тихон (Беллавин). И это стало символом того, что православный народ обрел своего земного заступника.
- Главным плодом всероссийского Поместного собора стало «обилие явленной святости» — более половины его участников пострадали в годы гонений за веру. К настоящему моменту из состава Собора поименно прославлены уже около пятидесяти подвижников, которые составили ядро «Собора новомучеников и исповедников Российских».
10 великих русских побед : [установление патриаршества] // Загадки истории. – 2018. – № 36. – С. 20. – (Историческое расследование).
Патриаршество имеет в России древние корни. Первым Митрополитом Киевским был свт. Михаил. Он возглавлял Русскую Церковь при равноапостольном великом князе Владимире.
Митрополиты на Руси были греками. Но в 1051 году Киевским Митрополитом стал русский — свт. Иларион, один из значительнейших богословов Древней Руси.
В следующем веке русским был митрополит Климент Смолятич (1147—1155).
Во времена набегов ордынских кочевников центр России начал перемещаться на север. Уже митрополит Кирилл III (1243—1280), первосвятительство которого пришлось на первые десятилетия монгольского ига, подолгу живал во Владимире на Клязьме.
Алексий (1354—1378) стал во главе Русской Церкви и целое десятилетие был регентом Московского княжества, ставшего в 1362 году Великим княжеством, средоточием русской государственности.
В 1480 году окончательно пало ордынское иго, и Россия все более очевидно становилась всемирным оплотом Православия. Великим учителем православного народа явился свт. Московский Макарий (1542–1563).
На созванных при нем Соборах Святитель совершил канонизацию множества русских святых. Особое значение имел Стоглавый Собор (1551), значительно повлиявший на литургическую и каноническую жизнь Русской Церкви.
Бесстрашным обличителем злодеяний грозного царя Иоанна IV явился свт. Московский Филипп (1566–1568), приявший мученическую кончину.
Собор 1589 года избрал Патриархом митрополита Московского Иова. Соборы 1590 и 1593 гг. признали Московского Патриарха пятым по чести после Патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского и определили его титул: «Патриарх Московский и всея России и северных стран».
Свт. Иов дожил до того страшного смутного времени, когда Римский папа и поляки предприняли новую попытку подчинить Русь Риму. Лжедмитрий I низложил святителя в 1605 году.
Лжедмитрий I незаконно возвел на Патриарший престол грека Игнатия, прежде — Кипрского Предстоятеля, который, впрочем, недолго оставался на кафедре (1605–1606).
В 1606 году Патриархом всея России стал свт. Ермоген. В 1612 году свт. Ермоген принял мученическую смерть, уморенный голодом. Через несколько месяцев Москва была освобождена, и Смута окончательно завершилась воцарением в 1613 году первого Романова — Михаила Феодоровича.
Через несколько лет из польского плена вернулся его отец, митрополит Ростовский Филарет, который в 1619 году стал Патриархом. Продолжавшееся до 1633 года патриаршество Филарета Никитича было временем глубокого влияния Патриарха на все стороны русской жизни.
В 1652 году Патриархом стал митрополит Никон, который спровоцировал раскол старообрядчества, до сих пор остающийся незаживающей раной Русской Церкви.
XIII век явился рубежом христианской истории. Могло казаться, что история Православия пришла к концу. Мировой центр Православия Константинополь был в 1204 году захвачен и сожжён крестоносцами.
Многие государства потянулись к Риму. Папа Иннокентий III призывал к покорности папскому престолу и русских. Русская Церковь, отвергнув папские притязания, сохранила свои канонические связи с Константинопольской Патриархией.
Петр I в 1721 году отменил Патриаршество. Патриарх был заменен коллегией духовных, получившей именование Святейшего Синода.
На протяжении XVIII–XIX веков звучала критика созданного Петром церковного строя. Решительные сдвиги произошли лишь в начале ХХ века, когда Патриаршество было восстановлено.
Патриаршество в Русской Церкви [Электронный ресурс] // Православие и мир : ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня. – Режим доступа : PRAVMIR.RU. – Загл. с экрана.
Об иерархическом принципе церковной жизни от Иисуса Христа до XXI века.
75 лет назад, 4 сентября 1943 года, в СССР произошли знаковые для истории Русской православной церкви и вероисповедной политики советского государства события, положившие начало широкому православному возрождению. Среди них:
Встреча Сталина в качестве председателя Совнаркома СССР с иерархами РПЦ, митрополитами Московским Сергием (Страгородским), Ленинградским Алексием (Симанским) и Киевским Николаем (Ярушевичем);
Архиерейский собор, избравший патриарха Московского и всея Руси;
образование при СНК СССР Совета по делам Русской православной церкви.
Это были продуманные и рассчитанные на перспективу шаги советского руководства, чтобы, с одной стороны, перевести в правовое поле взаимоотношения с самой крупной религиозной организацией в стране, а с другой – продолжить формирование положительного внешнеполитического имиджа СССР как страны, где соблюдаются общепринятые нормы свободы совести.
8 сентября 1943 года открылся Архиерейский собор, на который съехались 19 иерархов: 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. На патриарший престол единогласно был избран митрополит Сергий.
И в последующие восемь месяцев, что суждено было Патриарху Сергию возглавлять Русскую церковь, началось действительное возрождение православия в Советском Союзе.
Сорокин, А. «От лица Русской церкви приносим Вам великую благодарность» : ночная встреча Сталина с иерархами Русской православной церкви 4 сентября 1943 года круто изменила положение верующих / Андрей Сорокин // Родина. – 2018. – № 9. – С. 127–133. – (Научная библиотека Родины).
Распространение христианства в Сибири и, в частности, на территории современной Курганской области началось одновременно с присоединением ее к России, с походов Ермака (80-е гг. XVI в.), который имел в своих отрядах священнослужителей и подвижную часовню.
Заселение Сибири сопровождалось сооружением часовен, церквей и монастырей. Там, где русские ставили острог или укрепление, там же они строили и церковь, а там, где основывали город, возводили еще и монастырь.
Одними из первых на территории Зауралья были построены Успенский Далматовский мужской монастырь (1644 г.), Свято-Введенский женский монастырь в селе Верхняя Теча (1680 г.). В крепости Белоярской была построена церковь свв. Флора и Лавра (1711 г.). Известны Кирилловская церковь — в селе Кислянском (1721 г.), а также церкви в селах Черемуховском и Усть-Суерском (1733 г.).
За три с половиной века существования Православия на территории Курганской области было построено более 200 храмов.
На 1 января 1962 г. на территории области имелось 12 действующих православных храмов, в которых проходило служение 16 священников, 3 диаконов, 5 псаломщиков. Церковный актив приходов насчитывал 283 человека.
С 1962 по 1964 гг. в разгар хрущевских антицерковных репрессий количество действующих храмов сократилось до десяти и до конца 80-х годов практически не изменялось. К 1990 году их количество удвоилось.
Важнейшим событием в жизни православных верующих Южного Зауралья явилось постановление Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода РПЦ от 22 февраля 1993 г. об образовании самостоятельной Курганской и Шадринской епархии, которая была выделена из состава Екатеринбургской епархии.
Новообразованная Курганская и Шадринская епархия имела в начале 1993 года 37 приходов. Она была разбита на три благочиния: Шадринское, Куртамышское и Курганское. К 1995 году количество приходов составляло 44.
На 1 января 1999 г. в составе Курганской и Шадринской епархии было уже 63 объединения: архиерейское подворье, епархиальное управление, два монастыря, один скит и 58 приходов.
В 2003 г. на территории епархии действовало уже 65 приходов, четыре монастыря, служило свыше 80 священников.
К 2008году в епархии насчитывалось 100 приходов, на которых служили 81 священник и 15 диаконов.
Управляющим Курганской и Белозерской епархией, главой Курганской митрополии с мая 2015 года является митрополит Иосиф (Балабанов Игорь Анатольевич).
Курганская митрополия издаёт газету «Православный Курган», в которой рассказывается о работе Курганской и Шадринской епархий.
Василий (Семёнов ; протоиерей). Обогрейте любовью вас окружающих / Василий (Семёнов) // Исеть. – 2014. – 14 янв. (№ 8). – С. 10. – (Интервью по поводу).
О Курганской и Шадринской епархии.
Шадринская епархия образована решением Священного Синода от 5 мая 2015 года путем выделения из состава Курганской епархии.
Объединяет приходы в административных границах Шадринского, Далматовского, Катайского, Щучанского, Шумихинского, Мишкинского, Юргамышского, Сафакульевского, Альменьевского, Каргапольского, Куртамышского, Целинного, Звериноголовского, Шатровского районов Курганской области.
Кафедральный собор — Николаевский. Количество приходов ― 97.
Количество клириков ― 38 священников, 3 диакона.
Монастыри: мужские – Успенский Далматовский. Наместник — игумен Варнава (Аверьянов).
Женские – Введенский. Настоятельница — схиигумения Серафима (Альховская); Похвалы Пресвятой Богородицы. Настоятельница — игумения Васса (Ляпина).
Правящий архиерей: Владимир (Маштанов Василий Валентинович).
Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Епископ Шадринский и Далматовский».
Владимир (Маштанов ; епископ). Первый год Шадринской епархии / Владимир (Маштанов ) ; беседовал Пётр Осинцев // Ваша выгода. – 2016. – 17 мая. – С. 7 (Интервью).
Шадринская епархия. Русская православная церковь. Московский патриархат. Курганская митрополия : официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://shadreparh.cerkov.ru/. – Загл. с экрана.
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.