4 ноября – День народного единства
4 ноября 1612 года народное ополчение освободило Москву от польских интервентов. Это ознаменовало окончание Смутного времени, так как в 1613 году был избран царь – Михаил Федорович Романов.
Смутное время или Смута – период в истории России с 1598 по 1613 год. Это время польско-шведской интервенцией, тяжелейшего государственно-политического и социально-экономического кризиса, когда русское государство почти перестало существовать.
Это время героев – князя Пожарского и смекалистого Кузьмы Минина, авантюристов – Марины Мнишек, Лжедмитриев.
Это время единства русского народа и духовного возрождения России.
Как видели русские художники XIX – XX веков события Смутного времени?
Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855
Иван Сусанин был крестьянином и старостой села Деревеньки близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».
Подвиг Сусанина был отражен в литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» Михаила Глинки.
Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862
Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией.
Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились».
Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862
Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.
Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874
В почтительном поклоне согнулся представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III.
Стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.
Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880
За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.
21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова.
Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882
Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собирались люди, обсуждали, как собрать войско и где взять на это деньги.
На картине посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.
Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894
Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II.
Враги не ожидали такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали атаки.
Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896
Это огромная картина– 698 на 594 сантиметра. Максим Горький так написал о ней: «Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко…
И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».
Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу».
Сергей Иванов. В Смутное время. 1908
Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор».
Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.
Павел Рыженко. Смутное время. 2003
Автор так говорит о своей работе: «В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени Николай II.
Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты… Мор, голод и войны обескровили Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги.
Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».
Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008
Патриарх Гермоген благословил ополчение Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города. Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, патриарх Гермоген умер от голода.
Смутное время отражено в работах других художников:
Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841
Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век
Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908
Наш современник Рябовол Валерий Андреевич (род в 1944 г.) – советский и российский художник – работу над серией акварелей «Смутное время» начал в 1987 году, по странному импульсу, по «голосу сверху».
Работая над акварелями, автор будто-то чувствовал всё происходящее в те времена, силу переживаний своих далёких предков.
Почти десятилетие картины находились под негласным запретом. А когда их начали выставлять и появились предложения создать новые, вернуться к этой теме художник уже не смог.
Валерий Рябовол. Смутное время. На оборону монастыря
Валерий Рябовол. Смутное время. Козьма Минин обращается к народу.
Работы В.А. Рябовола выполнены лёгкими, светоносными акварельными красками – это необычайно трудная техника.
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской Галерее, ряде столичных музеев, в галереях и музеях Архангельска, Калуги, Ярославля, в государственных и частных коллекциях по всему миру.
О художнике Валерии Рябовол и его работах из серии «Смутное время» статья:
Александрина, М. Вековое и эхо мрачного «гула истории» / Марина Александрина // Чудеса и приключения. – 2017. – № 11. – С. 94–96. – (Вернисаж).
Лотарева, А. Смутное время в 15 картинах русских художников [Электронный ресурс] / Анастасия Лотарева // Православие и мир : ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня. – Режим доступа : PRAVMIR.RU. – Загл. с экрана.
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.