Библио-S-Путник
130 лет назад вышла в свет повесть Чехова «Степь». 60 лет назад впервые был переведен на русский язык «Маленький принц». На книжной полке они давно стоят рядом. Понадобилось много лет, чтобы понять: Чехов и Экзюпери встретились не случайно.
Два гениальных писателя, которые не называли себя писателями. «Я – доктор», – говорил Чехов. «Я – летчик», – говорил Экзюпери.
Если бы они встретились не на книжной полке – поняли бы друг друга с полуслова.
Антон и Антуан названы в память святого преподобного Антония Великого, сурового монаха-отшельника.
Антону не пришлось бы объяснять Антуану, зачем он, узнав о своем смертельном диагнозе, поехал не на курорт, а на каторжный Сахалин.
И Антуану не пришлось бы растолковывать русскому другу, зачем в сорок три осваивать новый самолет. Зачем, не имея никакой возможности из-за сломанного позвонка воспользоваться парашютом, рваться на боевые вылеты. И для чего, если ты не в силах поднять пакет весом в два килограмма, забираться на своем «Лайтнинге» на высоту десяти километров, вспоминая о кислородной маске лишь на высоте семи тысяч метров...
Список диагнозов, заработанных Чеховым к сорока годам, и список травм, полученных Экзюпери в авариях, были одинаково длинными. Нет, они не были экстремалами.
Экстремал побеждает себя, чтобы себя и самоутвердить. Чехов и Экзюпери шли на риск из солидарности. Чехов – из сопереживания каторжникам и ссыльным. Экзюпери – из сострадания к миллионам людей, попавшим в рабство к фашистам.
«По своей пустыне ты идешь, как приговоренный к смерти, а потом как отпущенный на свободу...». Эти слова Экзюпери возвращают нас к «Степи» и «Маленькому принцу».
Летчик терпит крушение в ливийской пустыне и чувствует себя приговоренным к смерти. Маленький принц помогает ему почувствовать себя отпущенным на свободу.
Егорушку мать отправляет учиться в город, и дорогу по степи с чужими людьми он поначалу воспринимает как медленную казнь. Но степь и небо над степью утешают его так, как не могут утешить люди.
Степь – вот планета Егорушки. Только с ним говорят кузнечики и бабочки, ему поет свои жалобные песни выгорающая под солнцем трава.
Немного тепла и заботы видит Егорушка от своих спутников, но как ласков к нему сам Чехов. Егорушке досталось столько авторской ласки, сколько в русской литературе мало какому герою перепало.
Так и каждая строчка Экзюпери проникнута любовью к Маленькому принцу.
Они оба – и Чехов, и Экзюпери – любили ночь и звёзды.
«Егорушка лежал на спине и, заложив руки под голову, глядел вверх на небо. Он видел, как зажглась вечерняя заря, как потом она угасла; ангелы-хранители, застилая горизонт своими золотыми крыльями, располагались на ночлег... Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звезды...».
Маленький принц рассказывает летчику: «Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу тебе ее показать. Так лучше. Она будет для тебя просто – одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды...».
И «Степь», и «Маленький принц» – это вовсе не о том, как один мальчик едет по степи с торговцами овечьей шерстью, а другой встречает в пустыне летчика, потерпевшего аварию, и просит его нарисовать барашка...
Нет, это книги о поиске святой тишины. О том, что главное не выгодно сбыть не шерсть и даже не самолет. А главное – найти тишину, которая лучится.
Сегодня, кажется, вся Россия стремится выгодно сбыть сосновый лес, ключевую воду, чистый воздух и самих себя. А в Америке, говорят, хорошо идет торговля участками на Луне.
Сбывается пророчество Экзюпери о грядущей приватизации звезд. Помните в «Маленьком принце» делец заявляет: «Я владею звездами, потому что до меня никто ими не догадался завладеть...».
Антон и Антуан ушли в одном возрасте, сорокачетырехлетними, и оба в июле. Ушли, не оставив на земле своего продолжения – детей.
И Антон, и Антуан были влюбчивы, но не очень счастливы в любви. А женившись, стали, пожалуй, еще несчастнее.
«Я одинок, как комета...», – признается Чехов за три месяца до смерти. Экзюпери подтвердит: «В целом мире у меня нет никого, кому можно было бы сказать: «А ты помнишь?..».
Счастье отцовства Чехов и Экзюпери испытали только в своих книгах. Они не могли отдать Егорушке и Маленькому принцу свое земное, человеческое тепло, но так прижали их к сердцу, что подарили им жизнь.
Потому бытие Маленького принца и Егорушки выше литературы.
После выхода «Степи» старик Плещеев умоляет Чехова: «Продолжайте Христа ради историю Егорушки...».
После выхода в апреле 1943‑го «Маленького принца» читатели и издатели, озадаченные финалом, просили продолжения, который разъяснил бы всем, куда пропал странный малыш в длинном шарфе.
Но продолжения не было. Егорушка остался девятилетним. Маленький принц – маленьким. Там, на далекой планете, они наверняка встретились.
И об этом статья:
Шеваров, Д. Маленького принца звали Егорушка : как литература и судьба связали Антона Чехова и Антуана де Сент-Экзюпери / Дмитрий Шеваров // Родина. – 2018. – № 9. – С. 41. – (Тема номера / Открытый урок. Литература).
После звонкой и проникновенной статьи Дмитрия Шеварова возьмём в руки книги Чехова и Экзюпери и прочтём их в новом свете!
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова