5 октября – День учителя
Учитель – профессия дальнего действия.
Главная на земле.
Р. Рождественский.
Одна из самых главных профессий – профессия учителя. Учитель совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг.
Великое счастье встретить настоящего Учителя, который даст не только знания, но и научит доброте и справедливости, научит быть человеком. Хорошего учителя человек, как правило, не забывает, вспоминает всю жизнь, рассказывает о нём друзьям и внукам, по нему сверяет свою жизнь.
Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах.
Учитель живет в мыслях и поступках людей.
Журнал «Родина» в канун Дня учителя публикует письма сельских учителей, которые хранятся в фондах Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и помогают воссоздать живую картину провинциальной школьной жизни конца XIX – начала ХХ веков.
Учителя Уральской провинции. Фото из фондов Нижнетагильского музея «Горнозаводской Урал»
Сельские школы в конце XIX – начале ХХ века представляли собой учебные заведения с трехлетним или четырехлетним курсом. Они содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения – директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование осуществлялось за счет сельских обществ и волостей, земств и государства.
В сельских школах обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Образование было бесплатным, а занятия велись по программам Министерства народного просвещения 1897 года: Закон Божий, русский язык, письмо, чтение, грамматика, арифметика и пение.
В школах остро стояла проблема нехватки педагогических кадров. А условия, в которых работали и жили учителя, нередко были, говоря современным языком, экстремальными. Но учителя-подвижники в большинстве своем гордились своей миссией. А еще организовывали публичные просветительские мероприятия, играли в местных театрах, участвовали в народных гуляниях, поднимая культурный уровень сельского населения.
Предлагаем отдельные письма сельских учителей Уральской провинции. Во всех приведенных письмах упоминается фамилия Левитских – известной педагогической династии в Нижнетагильском горнозаводском округе.
Эмилия Левитская, учительница Нижнетагильской Павло-Анатольевской женской гимназии.
Здравствуйте, наши Папа и Мама!
Поздравляем Вас, Папа, с наступающим днем Ангела. Желаем Вам всего лучшего и помощи Всевышнего, да продлит Он жизнь Вашу на многие и многие лета! Маму поздравляем с дорогим именинником.
Холодно! Ох, как холодно! И в классе, и в квартире. Не выходим из теплой одежды. Не знаю, как и зиму проживем. Печи направили, сделали в них герметичные заслонки, а тепла все также не прибавилось. Топят печи ночью, а днем прекращают топку. Поэтому за день в школе и квартирах так настынет, что в теплопроводники душника идет не тепло, а холод. Нет, не пригодны к русской школе «немецкые» ветряные печи.
7 января Инспектором в наше училище назначена на должность учителя окончившая курс гимназии, дочь священника Анна Бирюкова, кажется, из Шадринского или Камышловского уезда. Наверняка не знаем, «откуда придет помощь сия». Бирюкова еще не приехала и мы по-прежнему тянем лямку вдвоем.
Дети ваши Дмитрий и Анна Левитские
20 января 1881 г.
Н. Салда
Здравствуйте, Мама и Мила!
Я посылал Вам, кажется, 19 ноября заказное письмо, и ответа все нет. Почта приходит сюда только два раза в неделю в понедельник и в пятницу, так что, если что будете отправлять, то приурочивайте к этим дням. Пассажирские поезда все еще не ходят и когда будут еще неизвестно. Посылаю Вам пока 25 руб. Немного запоздал послать, т.к. деньги получил только сегодня.
На счет квартиры дела продвигаются плохо, ремонтируют тихо, и едва ли будет готова к Рождеству. Да, кажется, и ее хотят отдать другим. Хотя я спрашивал Управителя, так он обещал эту квартиру мне, но я что-то не верю. Если узнаю, что эту квартиру передадут другому, то придется отказаться, а соглашаться перейти в другую не стоит, т.к. все оставшиеся квартиры значительно меньше, не штукатурены, да и без всяких маломальских удобств. И эта квартира не весьма удобна, но по крайней мере будет поштукатурена и покрашена. Пока живу все еще в квартире приезжих.
На счет продовольствия тоже плохо, ни мяса, ничего другого достать нельзя. Бывают дни, что свежего хлеба нет, и приходится есть черствый, так как только его можно купить, да и то только в пекарне австрийцев. Молоко подают только к чаю, и то не каждый день. В общем, питание не важное, и у меня начинает иногда болеть печень.
Я хотел на днях приехать домой за корзиной и еще кой что захватить, но Управитель не отпускает, т.к. собирается куда-то поехать. Собственно говоря, я хотел приехать переговорить с Вами относительно того, что стоит ли переезжать сюда, т.к. в письме всего не опишешь. Не знаю, как решу. Если на днях окончательно окажется, что на квартиру (которую мне обещали) рассчитывать не придется, то я здесь не останусь. Пока до свидания.
Желаю всего лучшего. Дмитрий Левитский
Декабрь 1916 г.
С остальными письмами учителей своим родным и друзьям можно познакомиться, прочитав статью:
Матвеева, И. «Учебники такое старьё, что давно бы пора сжечь в печи...» : публикация писем учителей Уральской провинции конца XIX–начала XX веков, посвященная началу учебного года / Ирина Матвеева // Родина. – 2018. – № 9. – С. 114–117. – (Научная библиотека Родины).
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.