Футбол–2018
Люблю футбольную дворовость!
О, сколько в этом есть красы,
Когда стрельцовость и бобровость
Мне снятся в форвардах Руси.
Е. Евтушенко
С 12 июня по 15 июля 2018 года в России проходил 21-й Чемпионат мира по футболу. Как не вспомнить в это время лучшие матчи и великих футболистов нашей страны.
Как не вспомнить, что все мальчишки Советского Союза родом из дворового футбола.
Увы, сегодня, сборная России в народе не так популярна. Но были в нашей футбольной истории не только оглушительные поражения, но и большие победы.
И нет парадокса в том, что футбол был и остаётся любимой национальной игрой. Потому что футбол – не только голы и победы. Это, прежде всего, люди, выходившие на поле с огнём в глазах и с Родиной в сердце. Они играли в блокадном Ленинграде, оккупированном Киеве, разрушенном Сталинграде, в послевоенной Англии.
На хранении в Российском государственном архиве кино-фотодокументов находится около 2000 фото- и 700 кинодокументов разных фотомастеров по футбольной тематике.
Об этом статья:
Локалов, А. Голы, очки и не только : почему футбол во все времена остаётся любимой народной игрой / Артём Локалов // Родина. – 2018. – № 6. – С. 28–31. – (Футбол по-русски. Взгляд сквозь годы).
Футбол дворовый, не ковровый,
со штангами из ржавых труб,
мне корешами был дарован,
и не был жлобским, не был груб.
Футбол был выше пионерства,
сорвиголовством хоть куда.
В нем не было легионерства,
а легион мальчишек – да!
Е. Евтушенко. Дворовый футбол
«В середине 50-х годов в Нижнем Тагиле существовала футбольная команда «Металлург». Команда у нас была отнюдь не первоклассная, она играла во втором дивизионе. Да и стадион у нас был попроще: с деревянными трибунами и фанерным табло. Все остальное было абсолютно настоящим, я бы даже сказал на мировом уровне.
Во-первых, на наш стадион люди приходили болеть за свою родную команду. Что значит «болеть»?
А вот что. Накануне вечером отец возвращался со смены и пораньше укладывался спать: надо было как следует отдохнуть перед матчем. Наутро гладились брюки, готовилась свежая рубашка. Мне тоже предлагалось выглядеть поприличнее: все-таки на трибунах соберутся знакомые, будут семьи и из нашего двора, со многими мы дружили домами.
Словом, матч на нашем стадионе воспринимался как праздник, и готовились к нему заранее и соответственно.
Как болели? Разрешалось переживать, свистеть, кричать, вскакивать, махать руками, курить. Не разрешалось пить водку или пиво, материться (ходили на трибуну семьями, то есть с детьми), а уж про мордобой даже и мысли не возникало.
Все, ходившие на наш стадион болеть, знали игроков своей команды как собственных сыновей. Их любили, ненавидели, ими гордились, их звали по именам, а иногда награждали необидными кличками. За них заступались всем стадионом, когда судья, с нашей точки зрения, несправедливо наказывал их. Вопль «Судью на мыло!» был самым грубым и хамским поступком на нашем стадионе.
В-третьих, наша команда ИГРАЛА в футбол. Никто и никогда на том далеком футбольном поле не тянул время, не притворялся травмированным, не занимался удержанием счета... Они играли. Как могли, конечно.
А на следующий день пацаны играли во вчерашний матч. Каждый представлял себя лучшим игроком нашей команды. Мяч был кирзовым с жесткой шнуровкой. Играли до того, кто первым забьет пятый гол. Иногда заканчивали в темноте, под крики родителей, приходивших к забору. Возвращались домой грязными, побитыми кирзовым мячом и чужими ботинками, но вполне счастливыми.
А годы спустя, когда нашим «звездам» стали платить больше, чем Пеле, Гарринче и Эйсебио, они перестали не только играть, но и работать. Исчезли болельщики, их вытеснили фанаты.
Пацаны из моей дворовой команды как-то поувяли. Некому стало подражать. Однажды лучший форвард нашей дворовой команды Генка Кириенко прилюдно снял свои кеды, связал шнурки и при полном молчании окружающих с помощью шеста с гвоздем водрузил этот образец футбольной обуви послевоенной поры над воротами, ведущими в наш двор. «Всё, – сказал Генка, – я больше в футбол не игрок».
Те кеды до сих пор висят над нашими воротами. Они вне игры. Но очень надеюсь, что когда-нибудь пригодятся».
Это отрывок из статьи:
Лепский, Ю. Вне игры : вернутся ли к нам эти кеды, повешенные «на гвоздь», вместе с искренним футболом из детства? / Юрий Лепский // Родина. – 2018. – № 6. – С. 32–33. – (Футбол по-русски. Ностальгия).
Тот футбол, по которому мы так скучаем – честный, искренний, беззаветный – любил и поэт Евгений Евтушенко. И сам говорил об этом: «Я учился прорыву свободного русского слова не у профессоров – у великого Севы Боброва. Это чистая правда, что моими учителями в поэзии были не только наши классики, но и замечательные мастера мяча, которых я имел счастье видеть».
Поэтому в канун чемпионата мира – эх, как болел бы на нем Евгений Александрович! – решили опубликовать подборку стихов из книги «Моя футболиада».
Шаляпин русского футбола (отрывок)
Кто – гений дриблинга, кто – финта,
А он вонзался, словно финка,
насквозь защиту пропоров.
И он останется счастливо
разбойным гением прорыва,
бессмертный Всеволод Бобров!
Насквозь – вот был закон Боброва.
Пыхтели тренеры багрово,
Но был Бобер необъясним.
А с тем, кто бьет всегда опасно,
быть рядом должен гений паса –
так был Федотов рядом с ним.
Он знал одно, вихрастый Севка,
что без мяча прокиснет сетка.
Не опускаясь до возни,
в безномерной футболке вольной
играл в футбол не протокольный –
в футбол воистину футбольный,
где забивают, черт возьми!
В его ударах с ходу, с лета
от русской песни было что-то.
Защита, мокрая от пота,
вцеплялась в майку и трусы,
но уходил он от любого,
Шаляпин русского футбола,
Гагарин шайбы на Руси!
Эдуард Стрельцов (отрывок)
Изобретатель паса пяточного,
Стрельцов был часто обвинён
в том, что себя опять выпячивает,
и в том, что медленен, как слон.
Но мяч касался заколдованный
божественно ленивых ног,
и пробуждался в нём оплёванный
болельщиков российский бог.
И, затаив дыханье, нация
глазела, словно в сладком сне,
какая прорезалась грация
в центростремительном слоне.
Прорыв Боброва // Родина. – 2018. – № 6. – С. 34–36. – (Футбол по-русски. Объяснение в любви).
Об одном из великих советских футболистов рассказывается в журнале «Родина».
Лев Ива́нович Я́шин (1929–1990) — советский футболист, вратарь, выступавший за московское «Динамо» и сборную СССР. Олимпийский чемпион 1956 года и чемпион Европы 1960 года, 5-кратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР (1957).
Лучший вратарь XX века по версиям ФИФА, МФФИИС, World Soccer, France Football и Placar. Входит в список лучших игроков XX века по версиям Venerdì, Guerin Sportivo, Planète Foot и Voetbal International.
Единственный вратарь в истории, получавший «Золотой мяч». Считается одним из первых вратарей в мировом футболе, широко освоившим игру на выходах и по всей штрафной площадке.
Имя Лев отец дал новорождённому сыну в честь писателя Льва Толстого.
В 1941 году производство, на котором работал отец Льва Яшина эвакуировали в Ульяновск. Там тринадцатилетний Лев встал к станку.
В семейной жизни Лев простой, открытый, добрый, сентиментальный. Готов был помочь любому.
На футбольном поле не позволял и секундной расслабленности. На поле он никогда себя не щадил, не уворачивался ни от мяча, ни от бутсы соперника. На поле Лев был царём: мог прикрикнуть на своих и чужим спуска не давал. И летал из одного угла в другой. Не зря же его прозвали «чёрной пантерой».
К 55-и годам Яшин перенёс и инсульт, и инфаркт. В 1984 году ему ампутировали ногу из-за закупорки сосудов. А умер от рака желудка (курил он с начала трудовых лет).
В 1999 году у входа на северную трибуну стадиона «Динамо» был установлен памятник лучшему голкиперу XX века Льву Яшину
Спортивный комплекс в Петровском парке будет носить название «ВТБ Арена», а сам стадион получит имя Льва Яшина.
Воспоминания о муже, отце, футболисте Льве Яшине в статье:
Яшина. В. Т. Львиная доля : вдова Льва Яшина о неведомых миру слёзах великого вратаря / Валенина Тимофеевна Яшина ; беседовал Владимир Нордвик // Родина. – 2018. – № 6. – С. 16–27. – (Футбол по-русски. Легенда).
В отличие от нашего времени, вплоть до конца 1980-х гг., помимо чисто спортивных результатов, большая роль тогда отводилась идейно-политическому и нравственному воспитанию спортсменов. В качестве одного из воспитателей выступал комсомол.
Фотография с ЧМ по футболу 1988 г
Футбольная тема журнала «Родина» продолжается публикацией документов 1980-х годов, с которыми не знакомили болельщиков.
Публикуемые документы хранятся в РГАСПИ, в фонде ЦК ВЛКСМ, в описях отдела спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ, в описи сектора секретных документов общего отдела ЦК ВЛКСМ.
Стилистические особенности текстов сохранены, биографические справки об упомянутых футболистах и тренерах не приводятся (они легко доступны в сети интернет).
Сорокин, А. «Футболист Могильный имел случаи предлагать продавать игры...»/ Андрей Сорокин ; подгот. Александр Лукашин // Родина. – 2018. – № 6. – С. 126–133. – (Научная библиотека Родины).
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.