К 75-летию Курганской области
Урал и Шадринск в объективе Прокудина-Горского
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944), русский фотограф, химик, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель.
Пионер цветной фотографии в России. Прокудин-Горский изобрёл способ делать цветную фотографию за полвека до того, как её изобрели. Он придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра – красный, зеленый и синий, затем вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.
Создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».
Сергей Михайлович Прокудин-Горский не был единственным, кто снимал цветные фотографии в России до 1917 года. Однако только он использовал метод цветоделения. Другие фотографы делали цветную съёмку по совершенно иной технологии.
Уже в 1903 году Прокудин-Горский мог печатать свои цветные фотографии в весьма приличном качестве в виде открыток и книжных иллюстраций, которые расходились большими тиражами, но их подлинная красота и качество раскрывались только путем проекции изображения непосредственно с пластины на большой экран.
Во время первых демонстраций в Петербурге и Москве зрители не могли скрыть своего изумления и восторга от увиденного, вставали с мест и устраивали автору бурные овации. В России началась эра цветной фотографии!
Первое путешествие с целью цветной фотосъемки Прокудин-Горский совершил в 1903 г., запечатлев красоты Карельского перешейка, Черноморского побережья, гор Дагестана.
В декабре 1906– январе 1907гг. совершает поездку в Туркестан для фотографирования солнечного затмения. Затмение запечатлеть в цвете так и не удалось из-за густой облачности, но Сергей Михайлович начал осознавать, что предназначение цветной фотографии – не просто открыточные виды, а запечатление всего того, что является подлинными достопримечательностями Российской империи.
В 1908 году снимает писателя Льва Толстого, отмечающего свой 80-летний юбилей. Несколько дней Прокудин-Горский проводит в Ясной Поляне, где создает, наверное, самый знаменитый фотопортрет в истории России, а также запечатлевает для потомков виды усадьбы. Напечатанный в виде открыток, журнальных иллюстраций и «настенных картин» этот портрет разошелся по всей стране, а вместе с ним – и слава о «мастере натурального цвета».
Мысль о великом предназначении цветной фотографии не оставляет фотографа, он ищет возможности её применения. А затем… на аудиенцию его приглашает сам Государь Император.
Очарованный показанными цветными снимками, Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана.
Заручившись помощью царя, Прокудин-Горский запечатлел тысячи объектов на территории всей Российской империи.
Всего запланировано за 10 лет сделать 10.000 снимков. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский хотел использовать, прежде всего, для целей народного просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны. Этот новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение»!
Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию своего нового проекта – по Мариинскому водному пути от Петербурга до Волги.
Осенью того же 1909 г. делается съемка промышленного Урала. Поездка началась в Перми, продолжилась в Екатеринбурге. Отсюда Прокудин-Горский совершил поездки на Чертово городище, в Каменск-Уральский, в Верхотурье, а на обратном пути в Екатеринбург , где сфотографировал Нижний Тагил, Кушвинский и Березовский заводы.
Очевидно, было ещё несколько поездок по Южному и Северному Уралу, по проектируемому Камско-Тобольскому водному пути, с посещением Западной Сибири.
Благодаря этим поездкам, сохранились бесценные фотографии с видами нашего города и его окрестностей.
|
|
Вид на Шадринск с Исетью с Тумановской горы. 1912
|
Долина реки Исеть около Шадринска.
Вид с Тумановской горы. 1912
Однако в самый разгар проект по запечатлению России в цвете неожиданно прекращается. У фотографа просто кончились средства, так как вся работа, кроме транспортных расходов, производилась за его личный счет.
С 1910 г. Прокудин-Горский вел переговоры с правительством о приобретении его уникальной коллекции в государственную казну, чтобы обеспечить финансирование дальнейших экспедиций. После долгих рассмотрений его предложение получило поддержку, но… всё закончилось ничем и коллекция так и не была выкуплена.
К 1913 году в коллекции Прокудина-Горского уже 3350 негативов, 1000 позитивов для проекции. Автор демонстрирует свои снимки в одном из крупнейших театров Парижа. Осуществлена цветная киносъемка «Проезд Е.И.В. государя императора в Петрограде по Невскому проспекту во время романовских торжеств по случаю 300-летия дома Романовых».
Прокудин-Горский мечтает создать систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате. Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но дальнейшему развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдена.
Летом 1916 г. Прокудин-Горский совершает свою последнюю фотоэкспедицию по России, делает фотографии военных объектов по заданию правительства, занимается цензурой иностранных кинофильмов, проводит обучение съёмкам с аэропланов русских летчиков.
Знания и опыт Сергея Михайловича, как крупнейшего специалиста по цветной печати, были востребованы и Советской властью. В августе 1918 г. он по поручению Наркомпроса отправился в Норвегию для закупки проекционного оборудования для школ. Начинавшаяся в стране Гражданская война превратила командировку в эмиграцию.
Из Норвегии С.М. Прокудин-Горский перебрался в Англию, а затем во Францию. Была идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но она осталась нереализованной.
Сергею Михайловичу удалось увезти за границу часть снимков. Его коллекция, пролежавшая все годы оккупации в сырых парижских подвалах, была продана наследниками в 1948 г. Библиотеке Конгресса США. На несколько десятилетий о ней, казалось, совсем забыли. А когда обнаружили, поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах.
Собор в Шадринске. 1912
Значительная часть коллекции была утрачена. Только около 1900 уцелевших цветных изображений остались единственным документальным свидетельством дореволюционной России в ее подлинных красках.
В коллекции библиотеки Конгресса США хранятся около 450 фотографий Урала и почти 100 фотографий Западной Сибири.
В 2001 г. все снимки были отсканированы, выложены в Интернет и стали культурным достоянием человечества.
Благодаря глобальной компьютерной сети в начале XXI века состоялось триумфальное возвращение Прокудина-Горского на Родину.
1. Вирабов, И. Сергей Прокудин-Горский (1863–1944) : цветная фотография / Игорь Вирабов // Родина. – 2016. – № 3. – С. 24 – (Открытия Родины). 2. Гордин, Я. А. [Изобретатель цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский. 1912 г.] [Изоматериал] / Я. А. Гордин // Родина. – 2016. – № 3. – С. 4–5. – (С чего начинается Родина). 3. Локалов, А. Фотография со 100-летней выдержкой / Артём Локалов // Родина. – 2016. – № 8. – С. 21. – (Репортаж из Парижа).
О правнуке Прокудина-Горского Сергея Михайловича Петре.
4. Привалихин, В. Россия в цвете / Валерий Привалихин // Природа и человек. XXI век. – 2014. – № 7. – С. 32–34.5. Выгрузка дров на Волге. 1910 г. [Изоматериал] / фотограф С. М. Прокудин-Горский // Родина. – 2013. – № 12. – С. 36. Данков, М. Ю. «Натуральные цвета... всего в шесть секунд…» / М. Ю. Данков // История в подробностях. – 2013. –№ 3. – С. 92–98. : фот. цв.7. Россия в объективе Прокудина-Горского : о судьбе фотографа С. М. Прокудина-Горского // Наука и религия. – 2013. – № 5. – 4-я стр. облож.8. Конюхов, Б. «Фотографирование в натуральных тонах»/ Борис Конюхов // Родина. – 2009. – № 11. – С.116–119.
О художественной фотоцинкографии.
9. Портнов, С. Сергей Михайлович Прокудин-Горский – сумрачный русский гений, который умудрился сделать цветную фотографию за полвека до того, как её изобрели / Сергей Портнов // Парус Москвы : путеводитель [Электронный ресурс]. – Режим доступа : parusmoscow.ru. – Загл. с экрана.10. Цветные фотографии С. М. Прокудина-Горского (1902–1916). Урал и Западная Сибирь. Исеть ниже Екатеринбурга. Шадринск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ps-spb.2008.narod.ru. – Загл. с экрана.
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.