ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

Развлечение не без пользы
 

БИБЛИО-S-ПУТНИК

 

Развлечение не без пользы 

Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок со звуков уловит поэт

И повторит волшебная лира.

Настоящий учёный, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть.

                              Владимир Михановский.

 

 

 

Математика и литература неразрывно связаны друг с другом.

Математики в литературных произведениях предостаточно. Где же искать эту математику в художественных произведениях?

Во-первых, в  названии произведения: «Три мушкетера» — А. Дюма, «Два капитана» — В. Каверин, «Десять негритят» — А. Кристи, «Тысяча и одна ночь» — сборник арабских сказок, «Двенадцать стульев» — И. Ильф и Е. Петров.

Во-вторых, в тексте произведения.

Примеры: И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»; Гете «Фауст»; А.П. Чехов «Репетитор», «Урок арифметики». Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»; Г. Белых, Л. Пантелеев « Республика Шкид»; повесть-сказка Л. Лагина «Старик Хоттабыч»;  Жюль Верн «Таинственный остров»; Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»; братья Гримм «Смышлёный муж»;  В. Лёвшин «Нулик-мореход» и др.

Математические задачи можно найти в произведениях Дж. Свифта, Л. Кэрролла, Ж. Верна, М. Рида, Дж. Лондона, А. Конан Дойла.

 

Иногда авторы художественных произведений ставят перед читателями математическую задачу как бы между делом, рассматривая её как деталь, фон, эпизод своего повествования.

Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало интересных задач. Если читатель – любитель математики, от него такая задача не ускользнет! Он не упустит случая разобраться, что это там предложил автор, разрешима задача или нет.

Иногда автор вместе с условием задачи приводит и решение. Но это явление редкое. Чаще дается лишь условие.

 

Вот некоторые примеры математических задач из произведений русских писателей.

А.С. Пушкин. Строки из поэмы «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

А задумываемся ли мы над тем, какую линию описывает кот при своем движении? На первый взгляд может показаться, при таком движении описывается окружность. Но это неверно…

 

 

А.С. Пушкин «Маленькие трагедии. Скупой Рыцарь»:

«Читал я где-то,

Что царь однажды воинам своим

Велел снести земли по горсти в кучу,

И гордый холм возвысился – и царь

Мог с вышины с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами,

И море, где бежали корабли»

Это одна из немногих легенд, в которой при кажущемся правдоподобии нет и зерна правды. И это можно доказать геометрически…

 

Л.Н. Толстой «Азбука»: «Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»

 

И.Ильф и Е.Петров оказались весьма щедрыми на задачи. Вот одна из них: «Потом отец Федор подошел к комоду и вынул из конфетной коробки 50 рублей трехрублевками и пятирублевками. В короб оставалось еще 20 рублей». Здесь даже не сформулирован вопрос, но он напрашивается сам собой: сколько трех- и пятирублевок отец Федор взял и сколько оставил?

Другая задача. «Золотой теленок» (гл. 9) : «На станциях Воробьёво, Грачёво и Дроздово было по равному количеству служащих. На станции Дроздово было комсомольцев в шесть раз меньше, чем на двух других вместе взятых, а на станции Воробьёво партийцев было на 12 человек больше, чем на станции Грачёво. Но на этой последней (т.е. Грачёво) беспартийных было на 6 человек больше, чем на первых двух.

Сколько служащих было на каждой станции и какова там была партийная и комсомольская прослойка?»

 

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»:

«Вижу один остовок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину

Меньше сажени в длину...».

Некрасов этими строчками задал задачу: «А действительно ли островок маленький?». Если представить размеры островка в современных единицах длины (1 аршин=72 см, 1 сажень=216 см.), то легко можем вычислить площадь острова.

 

Одной из известных и любимых остаётся история о том, как тётя Полли в романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера» заставила Тома побелить забор длиной в 30 ярдов (27, 43 м) и высотой в 9 футов (2,74 м).

«Том вышел на улицу с ведром извёстки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновенье улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование — тяжёлою ношею. Со вздохом обмакнул он кисть в извёстку, провёл ею по верхней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора!».

Конечно, предприимчивый мальчишка ухитрился свалить работу на других ребят да ещё разбогател за их счёт! В итоге «Том приятно и весело провёл время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя извёстки! Если бы извёстка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города».

 

Читатели романа до сих пор задаются вопросом: насколько реалистично описал Марк Твен историю с побелкой забора? Какой кистью красил забор Том Сойер? Хватит ли ведра побелки, чтобы покрыть забор тремя слоями? И каким был сам забор – фермерский из продольных досок или классический сплошной из досок, расположенных вертикально?

 

Лучший способ разобраться — попробовать проникнуть в замысел самого автора. В этом помогут, как ни странно, «показания» иллюстраторов, чьи рисунки к данному эпизоду заметно разнятся и расходятся с текстом.

 

 

 

Иллюстрации Т. Уильямса, 1876 г. к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

 

P.S. Суета вокруг забора продолжается до сих пор. Неутомимого на выдумки и обаятельного персонажа Марка Твена давно полюбили во всём мире. Желающих повторить «подвиги» озорного мальчугана всегда хватало. Вот уже 62 года в честь него проводится фестиваль «Национальные дни Тома Сойера» в городе Ганнибал, штат Миссури. Гвоздь программы — конкурс живописцев по забору. Желающих поработать кистью всегда хоть отбавляй!

 

Перечитать любимые книги под математическим углом зрения в компании известных писателей и не менее известных героев их произведений не только полезно, но и увлекательно.

Разобраться в решении математических задач помогут статьи:

1.    Карпушина, Н. Суета вокруг забора / Наталья Карпушина // Наука и жизнь. – 2017. – № 11. – С. 91–96. – (Ума палата).
2.    Карпушина, Н. В гости к антиподам / Наталья. Карпушина. // Наука и жизнь. – 2016. – № 2. – С. 86–90. – (Математические досуги).
3.    Карпушина, Н. Денежки любят счёт / Наталья Карпушина. // Наука и жизнь. – 2015. – № 8. – С. 89–91; № 9. С. 90–91. – (Математические досуги).

Головоломки, логические задачи.

4.    Карпушина, Н. М. Метаморфозы / Наталья Карпушина // Математика в школе. – 2015. – № 2. – С. 46–51.
5.    Карпушина, Н. Одним росчерком / Н.аталья Карпушина. // Наука и жизнь. – 2015. – № 2. – С. 81–83. – (Математические досуги).

Головоломки, геометрические загадки в литературных произведениях.

6.    Карпушина, Н. Как герои сказок головоломки решали / Наталья Карпушина. // Наука и жизнь. – 2014. – № 7. – С. 81–83. – (Психологический практикум).
7.    Карпушина, Н. Куда спешила чёрная королева? / Наталья Карпушина. // Наука и жизнь. – 2014. – № 12. – С. 85–88. – (Математические досуги).

О ленте Мёбиуса.

8.    Карпушина, Н. М. Любимые книги глазами математика / Наталья Карпушина // Математика в школе. – 2004. – № 8. – С. 19–20.

 

 

О.Ю. Фёдорова,

ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.

10-05-2018

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru