100 лет Октябрьской революции
Революцией уничтожены
Свидетелями и участниками Февральской и Октябрьской революций были не только люди, но и вещи. К таким вещам можно отнести монеты, бумажные деньги и памятники.
После денежной реформы С.Ю. Витте в России выпускались золотые, серебряные и медные монеты в номиналах: рубль и копейки – 50, 25, 20, 15, 10, 5, 3, 2, 1.
Первая мировая война сказалась и на финансах, стали исчезать золотые и серебряные монеты. Вместо них стали печатать марки-деньги с портретами русских императоров.
Планировалось ввести в обращение никелевую монету, но проект не был реализован.
Серебряные монеты печатались ещё при Временном правительстве, а вот медные монеты 1916 года стали последними монетами Российской империи.
Краснов, Р. «1917» – последние медные монеты царской империи / Ростислав Краснов // Наука и жизнь. – 2017. – № 4. – С. 54–56. – (Отечество. Страницы истории).
В течение веков на площадях городов России воздвигали памятники – императорам из династии Романовых, членам императорской фамилии, прославившимся военным и государственным деятелям.
Памятники сохранились на фотографиях и кинопленках, запечатлевших перемещения революционно настроенных народных толп.
Памятники безмолвно «взирали» на разбушевавшуюся людскую стихию. В газетах то и дело появлялись заметки, свидетельствующие о том, что имперские монументы стали использоваться в качестве трибун для революционных речей.
В течение 1917 г. в Петербурге и Москве неоднократно фиксировались случаи пренебрежительного отношения к символам царской власти: демонстративно сжигались имперские флаги, уничтожались гербы с двуглавыми орлами, разбивались лепные бюсты императоров.
Однако, несмотря на революционную эйфорию и окрепшее чувство вседозволенности, в столицах не наблюдалось спонтанных случаев сноса имперских памятников, как это происходило в других городах империи (например, уничтожение памятника Александру III в Феодосии или «народный суд» над памятником П.А. Столыпину в Киеве), были лишь случаи мелкого вандализма.
Более того, сознательная часть горожан в лице археологов, искусствоведов, архитекторов, краеведов, историков пыталась на законодательном уровне отстоять возможное посягательство на культурное наследие, для чего создавались специальные комиссии.
И все же пришедшие к власти осенью 1917 г. большевики осознанно вычеркнули имперские памятники из категории объектов государственной ценности, что объяснялось идеологическими соображениями. С этой точки зрения принятая мера была вполне оправданной: уничтожался монумент – стирался образ из памяти.
14 апреля 1918 г. был опубликован Декрет СНК «О памятниках Республики». В нем безапелляционно заявлялось, что монументы, «воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера».
Первой действие декрета о памятниках ощутила на себе Москва. В 1918 г. и позднее в ходе первомайских празднований и коммунистических субботников здесь были демонстративно уничтожены памятники Александру II в Кремле и Александру III у храма Христа Спасителя, памятник-крест великому князю Сергею Александровичу на территории Кремля и Романовский обелиск в Александровском саду, памятник генералу М.Д. Скобелеву на Скобелевской (Советской, Тверской) площади.
Петроградские монументы пострадали в меньшей степени.
|
|
Митинг большевиков у памятника генералу Скобелеву15 октября 1917 года
|
Разрушенный памятник генералу Скобелеву. 1918 год
|
Такие же акции совершались по всей стране, в результате чего были уничтожены памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину, неоконченный памятник в честь 300-летия дома Романовых в Костроме, памятники Екатерине II в Екатеринодаре и Симферополе, памятники Николаю I и Александру II в Киеве и многие другие.
Лиманова, С. «Истуканы властвуют над нами» : как имперские памятники пострадали от революции / Светлана Лиманова // Родина. – 2017. – № 12. – С. 120–123. – (Научная библиотека Родины).
«Расчищенное» городское пространство постепенно заполнялось советской символикой и новыми, революционными памятниками.
О том, как это происходило, что это были за памятники, кому посвящены в статье:
Кириллова, Е. Радищева Снесло штормом : в 1918 году в Петрограде большевики начали менять старые памятники на новые / Елена Кириллова // Родина. – 2018. – № 1. – С. 120–121. – (Научная библиотека Родины).
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.