У края ядерной пропасти.
Взгляд сквозь годы
В последние месяцы 2017 года резко обострились российско-американские отношения. Политологи рассуждают, как о реальности, о возможности ядерного конфликта между державами. Забывая, как много в накаленной атмосфере зависит даже от случайной искры...
А человечеству уже приходилось стоять у края ядерной пропасти.
25 июня 1950 года начался конфликт между Северной и Южной Кореей, длившийся до 27 июля 1953 года (Корейская война). Часто этот конфликт времён холодной войны рассматривается как опосредованная война между США и СССР.
В состав северной коалиции входили: вооружённые силы Северной Кореи; соединения так называемых «китайских народных добровольцев» (официально считалось, что КНР в конфликте не участвовала); СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также снабжение китайских войск.
Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея, США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.
Летчик-истребитель Сергей Макарович Крамаренко (в апреле 2017 года ему исполнилось 94 года) прошел две войны: Великую Отечественную и корейскую. За вторую, засекреченную, был удостоен звания Героя Советского Союза.
В Корее наши инструкторы сначала учили воевать на МиГ-15 китайских и корейских пилотов, а затем сами стали участвовать в боях с американцами. Нашим пятидесяти, хоть и прекрасным МиГ-15, противостояли три воздушные армии – свыше двух тысяч боевых самолетов. Ясно, что воевать против такой мощи чрезвычайно трудно.
Об этом статья:
Крамаренко, С. Русский ас Кейси Джонс / Сергей Крамаренко, Владимир Нордвик // Родина. – 2017. – № 5. – С. 63–73. – (Судьбы Родины).
В последний день Корейской войны 27 июля над территорией Китая американским лётчиком был сбит советский пассажирский самолёт ИЛ-12.На кабине и фюзеляже упавшего самолёта оказалось 19 пробоин от крупнокалиберного пулемёта; у 6 трупов их двадцати – следы пулевых ранений. На борту самолёта были военные авиационные врачи, молодые офицеры.
Всего же в Корейской войне погибли 299 советских военнослужащих. Их тихо похоронили на чужбине, потому что Советский Союз «не участвовал» в той войне.
Островская, Н. Расстрел над Хуа-Гоу / Наталья Островская // Родина. – 2015. – № 12. – С. 68–73. – (Загадки Родины).
В статье рассматриваются разные версии трагедии с самолётом ИЛ-12.
Сегодня на берлинской улице Фридрихштрассе, аккуратно уложены мешки с песком, составлявшие стенку в половину человеческого роста. За мешками расхаживают два американских солдата. Всякий желающий может сфотографироваться в такой компании на память.
Контрольно-пропускной пункт«чекпойнт Чарли», Берлин наши дни.
Пограничный контрольно-пропускной пункт«чекпойнт Чарли», делил Германию на зоны советского и американского влияния. Нигде в мире американцы и русские не противостояли столь наглядно и ощутимо, как в этой точке...
В октябре 1961 года здесь встретились американские и русские танки. И американцы, и наши глядели на часы и ожидали команды. До начала Третьей мировой войны оставалось несколько секунд.
Команда последовала. Сначала из Москвы, потом из Вашингтона. Рота наших танков со скрежетом развернулась, ударила по газам и исчезла в одном из переулков. Потом развернулись американцы.
Лепский, Ю. Игра в войну : за год до кубинской сшибки СССР и США произошла берлинская / Юрий Лепский // Родина. – 2017. – № 10. – С. 57–58. – (Карибский кризис).
А через год в мире начался Кубинский кризис.
Кубинский (Карибский) кризис стал апогеем «холодной войны», высшей точкой военно-политического противостояния СССР и США в XX веке. Мир заглянул за край ядерной пропасти и это стало поворотом не только для двух ядерных держав, но и для всего человечества – от гонки вооружений к политике «разрядки» международной напряжённости.
Сорокин, А. «Мы вообще никуда не хотим бросать ракеты, мы за мир…» : предистория и развитие Карибского кризиса, которому в этом году исполнится 55 лет / Андрей Сорокин // Родина. – 2017. – № 1. – С. 126–133.
История и причины возникновения Карибского кризиса.
В феврале 1962 года КГБ проинформировал руководство Советского Союза о том, что США планируют покончить с правительством Ф.Кастро.
В мае 1962 года Н.С.Хрущев, отмечая серьезность ситуации вокруг Кубы, решил разместить там некоторое количество ядерных ракет.
В Генштабе была разработана операция "Анадырь" по переброске на Кубу советской группировки (до 44 тыс. чел.) и 51-ой отдельной ракетной дивизии, имевшей 40 пусковых установок Р12 и Р14.
О развязке драматичных событий на пороге Третьей мировой войны в статье:
Каримов, О. «Ближайшие 24 часа считают решающими» : развязка мировых событий на пороге третьей мировой войны / Олег Каримов // Родина. – 2017. – № 10. – С. 34–41. – (Карибский кризис. Хроника).
С событиями, происходивших на Кубе в 1962 году:
Феклисова-Асатур, Н. А. Карибский связник : дочь Александра Феклистова, связавшего напрямую Кеннеди и Хрущёва, поделилась воспоминаниями об отце / Н. А. Феклисова-Асатур, Лина Тархова // Родина. – 2017. – № 10. – С. 34–41. – (Карибский кризис. Разведчик).
Над одним из столиков фешенебельного вашингтонского ресторана "Оксидентал" висит портрет. Под ним табличка: «В напряженный период Карибского кризиса (октябрь 1962 года) таинственный русский мистер «Х» передал предложение о вывозе ракет с Кубы корреспонденту телекомпании «Эй-би-си» Джону Скали.
Русским мистером «Х» был резидент советской политической разведки в Вашингтоне Александр Фомин. Подлинное имя – Александр Семенович Феклисов.
Историки утверждают, что эти два человека – Феклисов и Скали –
спасли не просто миллионы жизней, а цивилизацию планеты Земля.
Доказательства размещения Советским Союзом своего оружия на Кубе, октябрь 1962 г
Техник-лейтенант Александр Горенский: Собирались жить полчаса, не больше : воспоминания об октябрьских днях 1962 года / Александр Горенский, Константин Бахарев // Родина. – 2017. – № 10. – С. 47–51. – (Тема номера. Ракетчик).
В будущем году пермяку Александру Георгиевичу Горенскому исполнится 80. А во время Карибского кризиса 24-летний техник-лейтенант оказался на Кубе в составе 584-го отдельного авиационного инженерного полка.
«Американцы летали над нами очень низко, раз пять-шесть в день. По вечерам заходили с запада, от заходящего солнца. Их не видно, вот они и подкрадывались. МиГи стали гоняться за ними, отгонять в сторону. А когда сбили их разведсамолет, американцы реже стали появляться.
Мы жили в ожидании войны. Но мы были готовы к этому. Нам сообщили командиры, что после начала войны мы проживем полчаса, не больше. Потом нас накроют. Но за это время наш полк мог выпустить 3-4 ракеты с ядерными боеголовками. Так что от Флориды, а именно туда мы были нацелены, тоже мало бы что осталось. С ней бы наш полк минут за 20 справился. А второй полк разнес бы все американские войска на Гуантанамо.
Когда мы появились на Кубе, кубинцы, не стесняясь, говорили, что теперь-то «они покажут» американцам. А когда стало ясно, что мы не будем воевать, настроение у них резко изменилось. На нашей базе «Гранма» появились листовки на русском языке с призывами не подчиняться приказам командиров, а объявить войну США и высадиться на американский материк…».
Младший сержант Феликс Сухановский. Кубинцы нас уговаривали: «Камрад, пускай ракету!»/ Алексей Сухановский // Родина. – 2017. – № 10. – С. 51–52. – (Тема номера. Ракетчик).
Феликс Александрович Сухановский, младший сержант роты ИТР 181 ракетного полка 50-й Краснознаменной ракетной дивизии 43-й Краснознаменной ракетной армии, впервые вскользь рассказал о своей кубинской эпопее только в конце 80-х годов.
«Всего напряжения ситуации мы не ощущали, хотя понимали, что пуск всего лишь одной Р-12 – и начнется всемирный ад. Каждая ракета мощностью в одну мегатонну. Это 50 Хиросим.
Кубинцы, видя нашу мощь, радостно уговаривали: «Камрад-камрад, нажимай-нажимай, пускай ракету! Покажем этим американцам!». Сильно обижались, что мы не врежем своей дубиной по Штатам. Приказа не было. И мы ждали».
Рядовой Александр Федотов: Вечером женщин-радисток вывезли в пещеры / Александр Федотов ; текст Анна Романова // Родина. – 2017. – № 10. – С. 51–52. – (Тема номера. Ракетчик).
Рядового Александра Федотова, телефониста-диспетчера, отобрали для загадочного «задания» из отдельной роты при штабе 21-й дивизии ПВО в Одессе.
Место дислокации стал поселок Лимонар провинции Матансас. Боевая задача – контроль за всеми летательными аппаратами в кубинском небе.
«Ночь с 26 на 27 октября прошла в чудовищном напряжении. Вечером всех женщин с нашей территории – вольнонаемных радисток, телефонисток вывезли в карстовые пещеры, которые служили убежищами. Личному составу приказали иметь при себе оружие. Наши радары засекли цели – десятки самолетов США устремляются к кубинским границам.
Поступает приказ Фиделя Кастро: «Кубинские границы священны и неприкосновенны, уничтожать любого нарушителя!»
Тут же приходит приказ из Москвы: «Категорически не применять никаких действий в отношении американских самолетов при нарушении кубинских границ!»
Самолеты долетели до границы и начали барражировать вдоль нее. Вся ночь и весь следующий день стали проверкой на прочность и выдержку – что будет дальше? Кто уступит? Кто не выдержит? Только потом мы узнали, что наши сбили ракетой американский самолет-разведчик U-2».
Локалов, А. Лейтенант Алексей Ряпенко: Я сбил U-2 - и меня стали качать / Артем Локалов, Анна Романова// Родина. – 2017. – № 10. – С. 55–56. – (Тема номера. Наводчик).
О малоизвестных подробностях ключевого эпизода Карибского кризиса. Американский самолет-разведчик U-2 был сбит в небе над кубинским городом Банес 27 октября 1962 года расчетом советского зенитно-ракетного комплекса С-75. Офицером наведения был лейтенант Алексей Артемович Ряпенко.
Американская военная техника, готовая к вторжению на Кубу, 21 ноября 1962 г.
А в ночь с 25 на 26 сентября 1983 года советский офицер Станислав Евграфович Петров предотвратил Третью мировую войну.
Из-за сбоя в программе вычислительной машины на борту космического аппарата имел место факт формирования ложной информации о старте баллистических ракет с территории США.
Если бы ракеты действительно стартовали, то началась бы ядерная война. Всего через сорок минут.
В эти секунды решающей оказалась информация «визуальщиков», обычных солдат, которые часами сидят перед экранами в темных комнатах. Они не видели стартов американских ракет. Петров тоже не видел их на своем экране.
Война не началась.
Подвиг подполковника Петрова в сентябрьскую ночь командование не заметило. По итогам служебного расследования Петрова не наказали, но и не наградили.
После первой публикации в 1991 году Петрова стали приглашать на Запад в оплаченные поездки, вручали премии и награды.
Датские кинематографисты Джейкоб Стаберг и Петер Антони сняли художественный фильм «Человек, который спас мир».
А умер Станислав Евграфович в одиночестве, тихо и незаметно для спасенного им мира.
Его слова, записанные много лет назад, звучат сегодня как завещание всем, от кого зависит мир на Земле: «После той истории в сентябре 1983 года я стал смотреть на свою службу немного иными глазами. С одной стороны, существует боевая программа, с другой – человек.
Но ни одна боевая программа не сможет заменить твой мозг, глаза, наконец, просто интуицию. И вместе с тем имеет ли право человек самостоятельно принять решение, от которого, быть может, зависит судьба нашей планеты?».
Лиханов, Д. 40 минут до Третьей мировой : в ночь с 25 на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров спас планету от ядерной катастрофы /Дмитрий Лиханов // Родина. – 2017. – № 9. – С. 59–65. – (Судьбы Родины).
[Фотографии][Электронный ресурс] // Карибский кризис 50 лет спустя. – Режим доступа. – fotokto.ru>blog/ karibskii-krizis. – Загл. с экрана.
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.