Когда Ефим Алексеевич Черепанов (1774–1842), «мастеровой железоделательных заводов» Акинфия Демидова, прибыл с важным поручением в Англию, его за длинную бороду старообрядца приняли за шпиона и отказались показать чертежи паровоза. Поэтому диковинную машину он оценивал «вприглядку». И она ему категорически не понравилась.
«Смотрел паровую машину Марея. Машина сея зело диковинна, но для нас она не гожа по той причине, что аглицкие мастера хошь и скоры до дела, но машины их служат недолго, а потом часто стоят в ремонте».
И стали придумывать свою. И придумали. Но случилось это не скоро. Подрос сын Мирон (Черепанов Мирон Ефимович (1802–1848), стал помошником.
Вдвоём они построили 25 паровых машин – для откачки воды из шахт, промывки золота, проката железа… Но главным делом их жизни стала «паровая телега» для транспортировки руды с рудника на завод.
В сентябре 1834 года главное дело было закончено. За устройство паровых машин Ефима Черепанова наградили серебряной медалью «За полезное», и вольной для всей семьи.
А детище их впало в немилость… Паровоз не отправили на Петербургскую промышленную выставку.
Как знать, попади он в столицу, не пришлось бы закупать втридорога заграничные (1500 рублей против 47,5 тысяч каждый).
Так и канул в безвестность черепановский «дилижанец».
Два года назад, к 180-летнему юбилею паровоза, весь Нижний Тагил в память о Черепановых клеил цветные паровозики из бумаги.
Планировался состав из 240 локомотивов – по числу лет от рождения Ефима Алексеевича.
Горожане принесли 1827… Их составили вдоль улицы, где стоит дом Черепановых …
Дубичева, К. "Дилижанец" Черепановых : первый русский паровоз, построенный русскими умельцами, принёс им славу, волю и оскорбительное забвение современников / Ксения Дубичева // Родина. 2016.– № 10. – С. 27–31. – (Дороги Родины. Локомотив).
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф ЦБ.
Журналы находятся в секторе абонемента Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).