В прошлом году исполнилось 130 лет бензиновому автомобилю. И это повод узнать, как развивалась эта интересная, а порой детективная история. Ведь то, что нынче нам выдают за конструкторские откровения, изобрели чуть ли не век назад, а потом подзабыли.
И вообще, интересно, как автомобиль «докатился» до своего нынешнего состояния?
В 1886 году Карл Бенц, механик, известный лишь в очень узких кругах, запатентовал экипаж с бензиновым мотором. Но мир пока не особо жаждал этого изобретения – вонючей и трескучей тележки, похожей на цирковой велосипед.
Но ещё за сто лет до Бенца по Парижу со скоростью пешехода при помощи двух помошников двигалось паровое творение Кюньо. И всё-таки пароавтомобили прижились.
А через сто лет Карл Бенц гордо управлял неуклюжим чудом, а сопровождавший его сын постоянно доливал бензин. И машина разгонялась до 15 км/ч. Но это уже было похоже на автомобиль в современном понимании.
Над Бенцом посмеивались, когда он покупал в аптеке бутылочки с бензином, но идея созрела! И вот не менее одержимые сын и отец Даймлеры и в. Майбах сделали четырёхколёсный автомобиль.
|
|
|
Паровая телега Кюньо
|
Автомобиль Даймлера 1887 г.
|
Трёхколёсная повозка К. Бенца
|
Подробнее история появления автомобиля, бензинового двигателя, технические особенности первых машин в статьях:
Канунников, С. Прелюдия для телеги с мотором / Сергей Канунников // За рулём. – 2017. – № 1. – С. 125–129. – (130 лет автомобилю).
Канунников, С. Подростки и акселераты / Сергей Канунников // За рулём. – 2017. – № 2. – С. 113–117. – (130 лет автомобилю).
Первая мировая война дала новый импульс развитию конструкции автомобиля. А окончательному возмужанию автомобиля помогла авиация. Двигатели самолётов и машин мало отличались и строились на одних заводах. Основной задачей стало увеличение мощности мотора. А это в свою очередь потребовало серьёзной работы над тормозами.
Основными конструкторами и производителями автомобилей в это время стали: Э. Румплер, Г. Эдвинка, Ж.-А. Греруар, Г. Миллер, Э.Л. Корд.
Автомобиль системы П. Шиловского на улицах Лондона. Снимок 1914 года.
Автомобили Эдмунда Румплера. 1921 г.
Автомобили Ганса Ледвинки 1923 г. и Э.Л. Корда 1929 г.
О технических особенностях автомобилей этого периода в статье:
Канунников, С. Классика и модернизм / Сергей Канунников // За рулём. – 2017. – № 3. – С. 128–131. – (130 лет автомобилю).
В 1930–1940-е годы ничего особенного, казалось, в автомобилестроении не изобрели. Все великие открытия уже были сделаны ранее. Но автомобиль постоянно усовершенствовали и это приносило серьёзные и громкие успехи.
Мощности многоцилиндровых двигателей превысили 100 лошадиных сил. Для деталей двигателя всё чаще стали применять алюминий, нормой стали автоматы опережения зажигания, карбюраторы стали совершеннее и сложнее. Покупатели уже хотели от автомобиля комфорта, плавности и тишины работы.
Вторая мировая война также внесла вклад в развитие автомобиля. И если в начале века полноприводные конструкции считались техническими курьёзами, то после войны эта идея стала не только жизнеспособной, но и необходимой.
Первым по-настоящему новым послевоенным автомобилем стал Volvo PV444, а вторым в 1946 году наша Победа.
В 2016 году исполнилось 70 лет со дня выпуска первых автомобилей «Победа»
Канунников, С. От понтов до понтонов / Сергей Канунников // За рулём. – 2017. – № 4. – С. 122–126.– (130 лет автомобилю).
Разорённая войной Европа на потеряла желания ездить, а производители не собирались отказываться от попыток продать произведённые автомобили. У покупателей мало денег? Надо дать им дешёвые.
Такими оказались «коробочки» или «шарики» на колёсах, а подчас и просто смешные модели, которые становились героями анекдотов. Их особенностью стал двигатель с системой впрыска топлива.
Но инженерная мысль не стояла на месте. Дисковые тормоза, передний и полный приводы, усовершенствованные шасси, вариатор, увеличение мощности мотора.
Но при всей прагматичности производства 1950–60-е годы – романтический период автомобильной инженерии.
|
|
Автомобили 1950–1960-х гг.
|
К 1970 годам автомобиль стал мощнее, легче, быстрее и безопаснее.
Канунников, С. Совпадения не случайны / Сергей Канунников // За рулём. – 2017. – № 5. – С. 120–123. – (130 лет автомобилю).
Историю автомобиля XXI века определяет глобальная компьютеризация. Современная машина напичкана электронными блоками, отвечающими за всё.
Без компьютеризации фирмы не могли бы столь быстро создавать и испытывать узлы, агрегаты, менять дизайн основных моделей и их многочисленных модификаций.
Современный автомобиль как явление инженерного искусства вызывает восхищение мощностью и скоростью. Но всемирный интерес к кроссоверам начинает меркнуть на фоне нового ажиотажа – вокруг электромобилей.
А на смену этому ажиотажу движется новый – беспилотная машина.
Но все ли водители пожелают иметь беспилотный автомобиль, ведь он за 130 лет стал не только явлением техники, но и культуры.
Канунников, С. Вычислительные машины / Сергей Канунников // За рулём. – 2017. – № 6. – С. 122–125. – (130 лет автомобилю).
Электромобиль BMW i3
Киволя, П, Четыре сплетённых кольца / Пётр Киволя // Техника-молодёжи. – 2017. – № 4. – С. 34–37. – (Реликвии техники).
История автомобилей Audi ведёт свое начало с 1903 года.
Журналы находятся в секторе абонемента Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела ЦБ.
ИНТЕРЕСНО, ЧТО… УРАЛЬСКИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ
Когда Ефим Алексеевич Черепанов (1774–1842), «мастеровой железоделательных заводов» Акинфия Демидова, прибыл с важным поручением в Англию, его за длинную бороду старообрядца приняли за шпиона и отказались показать чертежи паровоза. Поэтому диковинную машину он оценивал «вприглядку». И она ему категорически не понравилась.
«Смотрел паровую машину Марея. Машина сея зело диковинна, но для нас она не гожа по той причине, что аглицкие мастера хошь и скоры до дела, но машины их служат недолго, а потом часто стоят в ремонте».
И стали придумывать свою. И придумали. Но случилось это не скоро. Подрос сын Мирон (Черепанов Мирон Ефимович (1802–1848), стал помошником.
Вдвоём они построили 25 паровых машин – для откачки воды из шахт, промывки золота, проката железа… Но главным делом их жизни стала «паровая телега» для транспортировки руды с рудника на завод.
В сентябре 1834 года главное дело было закончено. За устройство паровых машин Ефима Черепанова наградили серебряной медалью «За полезное», и вольной для всей семьи.
А детище их впало в немилость… Паровоз не отправили на Петербургскую промышленную выставку.
Как знать, попади он в столицу, не пришлось бы закупать втридорога заграничные (1500 рублей против 47,5 тысяч каждый).
Так и канул в безвестность черепановский «дилижанец».
Два года назад, к 180-летнему юбилею паровоза, весь Нижний Тагил в память о Черепановых клеил цветные паровозики из бумаги.
Планировался состав из 240 локомотивов – по числу лет от рождения Ефима Алексеевича.
Горожане принесли 1827… Их составили вдоль улицы, где стоит дом Черепановых …
Дубичева, К. "Дилижанец" Черепановых : первый русский паровоз, построенный русскими умельцами, принёс им славу, волю и оскорбительное забвение современников / Ксения Дубичева // Родина. –
№ 10. – С. 27–31. – (Дороги Родины. Локомотив).
Журналы находятся в секторе абонемента Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела ЦБ.