Тему этого материала подсказали два грустных события. В юбилейный для Ксении Некрасовой год, с разницей в три месяца, ушли два, наверное, самых ярких и знаменитых наших современника, лично знакомые с русской поэтессой Ксенией Некрасовой. Поэт Евгений Евтушенко (18.07.1932 - 01.04.2017)и художник Илья Глазунов (10.06.1930 - 09.07.2017).
В 2001 году, когда библиотеке-филиалу №2 ЦБС Г.Шадринска было присвоено Ксении Некрасовой, я начала по крупинкам собирать разрозненный материал о ней. Узнала о том, что когда-то ее портрет написал Илья Глазунов. Как и где произошла их встреча? Было интересно узнать, тем более, что таких сведений я нигде не нашла, об интернете еще речи не шло. Это сейчас огромная волна ссылок о Некрасовой, читать не перечитать. На тот момент моим идейным вдохновителем была небезызвестная Валентина Михайловна Платоненко.
-Пиши, - сказала она мне, - прямо на адрес глазуновской галереи в Москву.
Написала почти как чеховский Ванька - на деревню дедушке. Ответа конечно же не получила, человек то занятой, но копию своего письма до сих пор храню в папке с собранными материалами. Много лет спустя, в снятом в 2015 году к 100- летнему юбилею Некрасовой документальном фильме Омельчука "Невеста человечества" ГТРК "Регион-Тюмень" , увидела интервью с принарядившимся, как выразился автор фильма, на встречу со своей юностью Ильей Сергеевичем Глазуновым. Художник вспоминал, что приехал в Москву, а его двоюродная сестра дружила с Лилией Яхонтовой, женой великого Яхонтова, который лучше всех читал Пушкина. У нее в трехкомнатной квартире и жила Некрасова. Две из них занимала хозяйка, поведавшая о том, что у Ксении совсем нет денег, и ее никто не печатает. Некрасова обычно ночевала в ванной. Она произвела на Глазунова странное впечатление.
- Она сразу очаровала меня, - вспоминал он. – У нее вид был русской юродивой в самом хорошем смысле слова. Она ходила в красном ситцевом платье в горошку, длинном, до пят.
- А вот эти стихи, я тебе посвящаю Илюшенька. - сказала Глазунову однажды Некрасова и начала, как он вспоминал, читать.
Есть третий глаз –
всевидящее око,-
им скульптор награжден,
художник и поэт:
он ловит то, что прячется за свет
и в тайниках живет
не названное словом…
Было ли это благодарностью за написанный Глазуновым портрет или стихи родились раньше? Об этом Глазунов не упоминает, а Некрасова, как всегда, свое стихотворение не датирует.
К этому времени Некрасову уже нарисовал Роберт Фальк, будут портреты и после. Но именно о работе Глазунова спустя много лет исследователь творчества Некрасовой, профессор Леонид Быков скажет так: «Портрет беспощадный, немилосердный. Но за будничной неприметностью обнаруживается характер сильный, целеустремлённый. Лицо таит такую страстность и напряжённость, что безошибочно угадываешь натуру цельную и глубокую. Сразу приходит на ум воскресшее в одном из стихотворений Бориса Слуцкого восклицание самой Некрасовой: «Какие лица у поэтов!». Портрет был написан за два года до смерти поэтессы, художнику было на тот момент 26 лет.
О Некрасовой и напишут многие. Хлеще и горше всех, наверно, — Смеляков:
Что мне, красавицы, ваши роскошные тряпки,
ваша изысканность, ваши духи и белье?
Ксеня Некрасова в жалкой соломенной шляпке
в стихотворение медленно входит мое.
Но Смеляков высказался через много лет — в 1964-м, Евтушенко — сразу же, над свежей могилой, в 1958 году. И было ему так же, как и Глазунову, 26 лет.
Памяти Ксении Некрасовой
Я никогда не забуду про Ксюшу,
Ксюшу,
похожую на простушку,
с глазами косившими,
рябоватую, –
в чем виноватую?
Виноватую
в том, что была рябовата,
косила
и некрасивые платья носила.
Что ей от нас было, собственно, надо?
Доброй улыбки,
стакан лимонада,
да чтоб стихи хоть немножко печатали,
и чтобы приняли Ксюшу в писатели.
Мы лимонада ей, в общем, давали,
ну а вот доброй улыбки –
едва ли.
Даже давали ей малые прибыли,
только в писатели Ксюшу не приняли,
ибо блюстители наши моральные
определили:
«Она ненормальная».
Так и в гробу наша Ксюша лежала –
на животе она руки держала,
будто она охраняла негромко
в нем находящегося ребенка.
Люди, нормальные до отвращения,
вы –
ненормальные от рождения.
Что вы кичитесь вашей бесплотностью,
люди,
беременные бесплодностью?
Вам не простится за бедную Ксюшу.
Вам отомстится за Ксюшину душу.
Вот так два великих человека запечатлели для нас образ Ксении Некрасовой, оставив свое творческое наследие. Оригинал портрета можно увидеть в Московской государственной картинной галерее Ильи Глазунова (улица Волхонка, 13), стихотворение в любом сборнике поэта.
Л. Дюндик.
Зав. филиалом им. К.Некрасовой