Дневники архимандрита Антонина
Дневники как литературный жанр появляются в эпоху романтизма. В XVIII веке этот жанр популярен в западноевропейской литературе, а в XIX столетии получает распространение и в России. Каждый подобный текст – бесценный исторический источник, живой портрет давно ушедшего человека и его эпохи. В России дневники писали государственные и церковные деятели, ученые и путешественники, писатели и просто образованные люди.
Неудивительно, что семинарист Андрей Капустин, любивший читать романы, не остался чужд этому веянию и начал записывать свои впечатления, наблюдения и переживания. Он не оставлял это занятие ни в годы учебы в Киевской Духовной академии, ни во время своей многолетней службы на Православном Востоке.
Привычка записывать бисерным почерком происходящее сделалась его второй натурой, а Дневник стал верным другом и собеседником на протяжении всей жизни. В результате таких тетрадей накопилось 15, и охватывают они всю жизнь о. Антонина.
Дневник архимандрита Антонина – уникальный памятник эпохи, передающий подробную картину жизни Христианского Востока второй половины XIX века (с момента прибытия о. Антонина в Афины в 1850 году и до 1894 года). Но в течение 100 лет Дневник о. Антонина оставался практически не известным.
Как создавался Дневник? Не все записи были сделаны автором именно в тот день, которым они датированы. Иногда о. Антонин записывал «задним числом» события последних нескольких дней, или даже недель. Отсюда возникают несовпадения и неточности, особенно в датах некоторых событий, а порой целые недели отражены весьма кратко.
Для кого писался Дневник? Из самого текста явствует, что автор предназначал его для читателя-потомка. О. Антонин неоднократно перечитывал свой Дневник, вносил в него некоторые дополнения и комментарии.
О значении, которое он ему придавал, говорит то обстоятельство, что все тома, за исключением одного, были им переплетены.
Насколько ценен Дневник как исторический источник? Прежде всего, это портрет самого Антонина, который отражает его духовную и частную жизнь.
Богослужение и годичный круг церковных праздников составляли стержень, вокруг которого строилась жизнь автора. Как для истинного монаха и священника, молитва была для него центральным событием каждого дня.
Церковь, эстетика пения, архитектуры, живописи составляли главное содержание жизни о. Антонина. Во всех местах своего служения он, прежде всего, заботился о том, чтобы наладить хороший церковный хор, отремонтировать и устроить церковное здание, привести в порядок ризницу. При этом Антонин, как натура творческая, не был поборником точного соблюдения буквы церковного устава: везде он находил приложение своему таланту поэта и художника.
Любовь к людям, окружавшим его, побеждала в нем все остальное. Жизнерадостный, остроумный, миролюбивый и, прежде всего, очень добрый – вот тот образ о. Антонина, который создается у читателя его Дневника
Страница Дневника архимандрита Антонина за 1850 год
( последние месяцы пребывания Антонина в Киевской духовной академии)
Дневник, озаглавленный как «По неси, временных лет», был начат в 1841 году и велся почти до самой смерти архимандрита — 24 марта 1894 года (последняя запись была сделана 5 января).
Записи в Дневнике, к сожалению, для исследователей, очень краткие, хотя и удивительно выразительные. Они прекрасно раскрывают характер и разносторонние интересы автора.
Антонин писал стихи, хорошо рисовал, одним из первых оценил значение изобретения фотографии. Кроме того, он увлекался астрономией и часто наблюдал за звездами через телескоп, который считал лучшей и самой ценной вещью из своего имущества. В Дневнике часто встречаются стихи Антонина, его акварели и зарисовки, а также фотографии, газетные и журнальные вырезки. Они были вклеены в разделы Дневника самим Антонином в 1891 году с таким объяснением: «Куда их больше девать? А обречь на истребление жаль».
Страница Дневника архимандрита Антонина за 1850 год
( последние месяцы пребывания Антонина в Киевской духовной академии)
По завещанию отца Антонина Дневник поступил на хранение в библиотеку Святейшего Синода с тем, чтобы публиковать его можно было не ранее, чем через 40 лет. В настоящее время он хранится в Российском Государственном Историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге, в собрании Синода и представляет собой 14 объемистых томов (от 280 до 900 страниц каждый). Четырех лет не хватает. Отсутствующий том 13 должен был включать дневниковые записи 1883—1886 годов.
...Одна из тетрадей дневника открывается следующим своеобразным «летосчислением»:
«Новый 1881 год, Жизни моей — 64-й Дневника сего — 49-й Службы моей — 37-й Монашества — 36-й Выбытия за границу — 31-й Палестинства — 16-й Владельчества — 15-й Сего затишья — 12-й Сих седин — 10-й Сих очков — 9-й» — полная автобиография в нескольких словах.
Совершенно не думая о будущих публикациях, он поверяет своим тетрадям каждодневный рассказ о прожитом дне, сообщая о своих недомоганиях, прочитанных книгах, написанных статьях, увиденных людях, обследованных археологических памятниках, снах, наконец.
«Воскресение, 8 ноября (1870 ). Во сне был в дому отчем и умилился до слез видом столько памятной «избы» и тужил о нем, как все там жило и живилось в былые дни. Есть родственные отношения между ним и Авраамом, между Батуриной и Дубом. Это несомненно. Даже и не спится под Дубом, точно, бывало, дома, по приезде на вакацию».
Тем и ценны дневники, что день за днем мы не только узнаем из них о жизни конкретного человека, но и, как бы складывая кусочки этой мозаики, видим цельную картину жизни русской православной общины в Палестине.
«Суббота 12 сент. (1870 г. Приобретение участка в Горней).
Скука — каждое утро писать одно и то же. С началом сей страницы изберу другую систему в таком, например, роде. Обедни не было, несмотря на среду. На Элеоне место вышеупомянутое куплено (120 наполеондоров), несмотря на безденежье. 600 полуимпериалов отданы Его Червонству г. Валеро, несмотря на страх потерять оные и т. д. В свое время чай, в свое — обед. К последнему подошел бывший Благочинный Миссии. Приглашал его ехать завтра вместе в Горнюю, но получил отказ».
Более всего сведений содержится о конкретных деятелях Русского Иерусалима — об архитекторах Русских построек, о консулах и драгоманах, о многолетнем бессменном враче Русской больницы Харлампии Мазараки, о смотрительницах монастыря.
С большой любовью и добродушным юмором пишет о. Антонин о своих ближайших сподвижниках и помощниках, и особенно о Якубе — Якове Егоровиче Халеби, драгомане Миссии, вдохновителе и организаторе Антонинова «владельчества» в Палестине. («А землю-то на что будем покупать?» — укоряет Якуб расточительного начальника за книжные траты 11 апреля 1866 года).
Дневник — единственный и очень откровенный свидетель личной жизни отца Антонина. Это и повседневная благотворительная помощь русским паломникам и всем нуждающимся, и трогательная история многолетних забот о сестрах-сиротках Софии, Екатерине и Евпраксии, каждое утро прибегавших к нему за благословением (а часто и за деньгами), и, наконец, упомянутые сны.
Можно удивляться излишнему для монаха вниманию к своим сновидениям, даже не вполне целомудренным. Скорее всего это свидетельство постоянного аскетического самоконтроля и самопреодоления.
Дневник содержит уникальные сведения о паломничестве в Святую Землю известных церковных и государственных деятелей и, прежде всего, великих князей Сергея и Павла Александровичей и Константина Константиновича в мае 1881 года.
Добрые отношения, установившиеся у начальника Миссии с великими князьями, были, пожалуй, самым важным итогом их общения — важнее всех подарков, наград и пожертвований. А возникновение в 1882 году Императорского Православного Палестинского Общества во главе с Сергеем Александровичем не только спасло Русскую Палестину от интриг петербургских недоброжелателей, но и укрепило в дальнейшем статус Миссии, дав возможность тысячам православных паломников приобщиться к святыням Палестины.
Архимандрит Антонин с Великими князьями и княгинями в Иерусалиме. 1888 г.
Дневник является незаменимым источником для восстановления «трудов и дней» отца Антонина. Хронология работы над отдельными статьями может быть прослежена по дневниковым записям почти день в день. О некоторых его трудах мы вообще узнаем только из дневника.
Долгое время считалось, что Дневник архимандрита Антонина не сохранился, но он существует, его будут изучать и узнавать всё новые и новые стороны жизни его владельца.
- Пашков, А. А. России верные сыны : духовное служение Капустных
/ Анатолий Александрович Пашков. – Шадринск: ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2017. – 172 с.
- Вах К. А. «Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1850, С юношеских лет до его кончины в 1894 году» [Электронный ресурс] / К. А. Вах, Л. А. Герд // Православная библиотека. Капустин. Дневники. 1850 г. – Режим доступа : azbyka.ru. – Загол. с экрана.
Фёдорова О.Ю., ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова,57).