Архимандриту Антонину удалось поставить авторские «точки» в создании сакрального пространства русской Палестины. Этими «авторскими» точками, кроме приобретения земель и строительства церквей, соборов, приютов и школ, можно назвать его археологические и исторические находки.
Любовь о. Антонина к Святой земле и сохранению библейских древностей была безгранична. Некоторые их древних памятников, служивших до того овечьими загонами, были расчищены от вековых загрязнений, приобретены в собственность и получили название русских памятников в Палестине.
Историко-археологическая работа была начата о. Антонином ещё в Афинах и Константинополе, продолжена в Палестине.
В 1870 году о. Антонин в течение двух месяцев изучал на Синайской горе монастырь, его древности, исследовал рукописные сокровища и составил систематический, научный рукописный каталог с описанием 1348 греческих и славянских книг.
Научная значимость каталога греческих рукописей о. Антонина неоспорима и признана. За эту работу он получил от монастыря уникальную рукопись, которую позднее передал Киевской духовной академии.
Библиотека, собранная самим архимандритом Антонином и насчитывающая несколько тысяч книг, и сегодня составляет гордость Миссии.
На приобретённых в Святой земле участках о. Антонин проводил научно-археологическое обследование территорий. Это были раскопки на Элеоне, в Яффе, Иерихоне, Силоаме, Гефсимании.
Найденные ценные вещи собирались в музее Русской Миссии (в кругах археологов ему давалась самая высокая оценка за богатый и разнообразный подбор реликвий самых разных эпох). Особенно ценную вещь – бюст Ирода Великого архимандрит подарил Эрмитажу, оставив в своём музее его копию.
Бюст Ирода
В одном из углов приобретённого в Яффе сада, возле пещеры св. Тавифы, отцом Антонином был раскопан подземный некрополь с массой интересных находок. Раскопки подтвердили местное предание о том, что этот сад, есть не что иное, как место погребения праведной Тавифы, воскрешённой апостолом Петром.
Гробница праведной Тавифы в Яффе
В 1880 году в Иерусалиме в туннеле, соединявшем Силоамскую купель и источник Девы, была обнаружена древнееврейская надпись в 7 строк – один из древнейших сохранившихся памятников древнееврейского письма (701 год до Р.Х). О. Антонин сделал для себя слепки и оттиски древних надписей.
Источник Девы Марии
Иерихонский участок небезызвестен благодаря найденным в нем при раскопках фрагментам древних строений и очень интересной мозаичной надписью.
Одним из важных открытий, сделанных в Иерусалиме, было нахождение остатков древней стены, что помогло понять евангельское повествование о месте истинного нахождения Голгофы и погребения Христа.
Результаты раскопок были подробно изложены архимандритом Антонином и палестиноведом Конрадом Шиком в 7-м выпуске сборника Палестинского Православного общества (ППО). Выдающееся открытие было отмечено иностранными учёными. Это было особенно ценно, потому что отзывы писали представители Римско-католической церкви, которые признавали подлинность святынь, находящихся только на их территориях.
Кроме того, в остатках второй Иерусалимской стены о. Антонин обнаружил врата. «Порог их, – писал он, – состоит из двух огромных плит, весьма потёртых и как бы вылощенных от долговременной ходьбы по ним…». Порог вел за город, в Священном писании нашлось и название ворот – Ефремовы. Через них Христос переступил, неся крест к Голгофе.
Следует упомянуть о дальнейшей судьбе открытий на русской части Иерусалима: остатков древнееврейской стены, порога судных врат, арки базилики Константина, пристройки византийской эпохи. Для защиты их было построено сооружение, а паломникам разрешён свободный доступ.
За работы в области востоковедения и археологии о. Антонин был многократно поощряем.
Результатами открытий и исследований стали научные статьи о. Антонина в духовных и светских журналах, описания его путешествий, богатые заметками по археологии, географии, истории.
Архимандрит Антонину постоянно занимался делами Русской Миссии, приёмом паломников, совершением богослужений, научной деятельности приходилось отдавать время отдыха. «Только вечером он оставался один; допоздна сидел над какой-нибудь рукописью или фолиантом, вооружившись лупой напрягал зрение над чтением надписи на какой-нибудь греческой монете…».
Его труды закончились лишь за 5 дней до смерти.
Пашков, А. А. России верные сыны : духовное служение Капустных // Анатолий Александрович Пашков. – Шадринск: ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2017. – 172 с.
Русская библейская археология в Палестине [Электронный ресурс] // Императорское Палестинское Православное общество. – Режим доступа: ippo.ru. – Загол. с экрана.
Архимандрит Антонин и русские святыни на Святой земле [Электронный ресурс] // Россия и христианский Восток – история, наука, культура. – Режим доступа : ros-vos. net. – Загол. с экрана.
О. Ю. Фёдорова.
Ведущий библиограф МБО
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова