А не сыграть ли нам?
Рубрика «Игры» прописалась в журнале «Родина» 2016 года не шутки ради. Народные игры помогают лучше понять далёкое время и населявших его далёких предков.
Знакомимся с играми, правилами, инвентарём и… играем!
Знакомимся с играми, правилами, инвентарём и… играем!
При Петре I игра была средством физической подготовки солдат.
Писатель А.И. Куприн говорил, что в лапте нужны: находчивость, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость руки, верность своей партии и вечная уверенность, что тебя не победят.
Володченко, В. Лапта: от Великого Новгорода до невеликих дворов / Валерий Володченко // Родина. – 2016. – № 4. – С. 92–93. – (Игры Родины).
История, правила и особенности игры, инвентарь. Советы игрокам.
Караваев. Вольная копия картины В. Маковского «Игра в бабки»
При раскопках в Египте археологи находят изображения богов и людей, бросающих бабки. Зафиксирована игра в древнегреческих мифах.
На Руси игра была популярна в VI–VIII веках. Вероятно, что и Рюрик азартно бросал кости…
А.С. Пушкин был в восторге от игры и даже посвятил ей стихотворение.
В СССР бабки у подростков были расхожей монетой. Их можно было поменять на солдатиков или мороженое, за удачную биту получить редкую игрушку, которую родители проигравшего забирали, возвращая назад биту.
Обратили внимание на игру и люди искусства: у скульптора Н. Пименова есть «Статуя играющего в бабки», у художника В. Маковского картина «Игра в бабки».
История игры, правила, нюансы и необходимый инвентарь в статье:
Володченко, В. Бабки: Обожают детки, не забыли дедки / Валерий Володченко // Родина. – 2016. – № 5. – С. 92–93. – (Игры Родины).
Казаки-разбойники. Азарт этой игры непередаваем! И играть можно где угодно – были бы укромные уголки для прятания.
Правила, особенности игры, советы казакам и разбойникам рассказаны автором в статье:
Володченко, В. Казаки-разбойники: едут, едет по Берлину… / Валерий Володченко // Родина. – 2016. – № 6. – С. 98–89. – (Игры Родины).
Кубарь. При археологических раскопках в Великом Новгороде учёные постоянно находят эту игрушку в самых разных (начиная с X века) культурных слоях. Предполагают, что в кубарь играли и Вещий Олег, и князь Игорь и сам Владимир Красно Солнышко.
И в современном устойчивом словосочетании – скатиться кубарем– навечно запечатлена именно эта увлекательная игра.
Атрибуты для игры – кубарь и кнутик можно изготовить и сейчас, это под силу любому «рукастому» человеку. Тем более, что ещё в древности кубарь приобрёл столь совершенную форму, что менять ничего не нужно.
А размеры кубаря, технику и правила игры можно узнать из статьи:
Володченко, В. Кнутиком ударь – закружи кубарь! : от Вещего Олега пришла к нам эта народная забава и выражение «скатиться кубарем» Валерий Володченко // Родина. – 2016. – № 7. – С. 92–93. – (Игры Родины).
Ножички. С этой замечательной игрой связана гибель в Угличе царевича Дмитрия, малолетнего сына Ивана Грозного. Показания свидетелей Петрушки Колобова и Ромки Иванова «со товарищи», что царевич «тешился в тычку ножиком. И пришла на него немочь падучая…, покололся он ножом и оттого умер».
У А.С. Пушкина есть стихотворение «На статую играющего в свайку», прославляющее игру.
Ну а в советских дворах эта забава называлась «ножички», или «захват земли». Игра мирная, но очень азартная. Количество играющих любое: и вдвоём интересно, и впятером весело. Для игры нужен только перочинный ножик. А места для поединка достаточно в любом дворе.
Правила, нюансы и тактика игры в статье:
Володченко, В. Ножички : от царевича Дмитрия до Митьки из соседнего двора / Валерий Володченко // Родина. – 2016. – № 8. – С. 92– 93.
«Чапаев». Шашечная доска была обнаружена ещё при раскопках в Египте. Шашки были в Древней Греции и Древнем Риме.
Игру знали и в Киевской Руси, её поклонником был сам Владимир Мономах.
А во времена Петра I шашки входили в программу ассамблей. Император был заядлым и сильным игроком. В 1803 году историограф Н.М. Карамзин опубликовал первую статью о шашках.
Кто знает, может быть, играли в них после боя, отложив боевые шашки, и Чапаев с Фурмановым?
Почему игра получала имя Чапаева, а не Семёна Будённого или Клима Ворошилова рассказано в статье:
Володченко, В. «Чапаев»: а вы давненько не брали в руки шашку? : почему популярную и поныне детскую забаву назвали именем героя Гражданской войны / Валерий Володченко // Родина. – 2016. – № 11. – С. 87–88. – (Игра).
Впервые описание старинной зимней игры «Взятие снежного городка» дал К. Буссов. В «Московских хрониках» он рассказывал, что в 1606 году царь Дмитрий (Лжедмитрий I) устроил военную потеху по защите и взятию снежной крепости.
В 1735 году немецкий этнограф и исследователь Урала Иоганн Георг Гмелин был поражен яростью как защитников крепости, и нападавших на неё.
А когда Василий Суриков решил написать картину, то земляки-красноярцы обеспечили ему подходящую «натуру»: соорудили гигантскую снежную крепость и провели показательный потешный бой.
В XX веке состязание стало детской забавой.
Не поздно и нам сыграть вместе с детьми в эту увлекательную игру.
Правила, условия игры в статье:
Володченко, В. Нет таких крепостей, которые не брали сибиряки / Валерий Володченко // Родина. – 2016. – № 12. – С. 92–93. – (Игры Родины).
Игры, история которых порой насчитывает не одно тысячелетие, есть и у других народов мира. Вот некоторые из них.
«Мельница» – самая древняя из настольных игр в истории человечества.
Третья по популярности после шахмат и нард у аристократии.
На мостовых Вечного города выбиты игровые «колёса». Им по три тысячи лет, но и на них все ещё можно играть. После падения Римской империи игра едва не исчезла, но ей помогли выжить викинги, прихватив с остальным награбленным добром. В Норвегии, в погребении IX в.н.э., археологи нашли доску для «мельницы».
Эта игра упоминается в пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». До сих пор на лугах Англии встречаются участки с разметкой в виде мельницы.
Если на севере игру приютили викинги, то на юге ей помогли выжить арабы, перенявшие игру у египтян.
Древнерусские зодчие использовали знак «мельницы» («Вавилон» – так на Руси называли «мельницу») ещё и в качестве измерительного шаблона.
Изюминка «мельницы» – огромное количество придуманных для неё досок. Они отличаются формой поля и количеством фишек, но правила везде одинаковые. В «малые мельницы» (крестики-нолики) играет детвора. «Танец девяти мужчин – классический вариант, «паутинка» появилась в эпоху Возрождения, в XX веке возникла «улитка», пятиугольная, шестиугольная и множество других.
Современные любители могут найти десятки игр для любых мобильных платформ и сразиться с игроками со всего мира.
Подробнее история игры, правила, тактика, фазы игры в статье:
Скирюк, Д. Старая «мельница» / Дмитрий Скирюк // Вокруг света. – 2016. – № 9. – С. 128–131. – (Игротека).
Пережив пик популярности в Древнем Египте, игра сенет два тысячелетия ждала очередного звёздного часа. И дождалась: после сериала «Остаться в живых» у неё появились миллионы новых поклонников. Сейчас её можно скачать в приложение на смартфоне и освоить древнюю игру.
Скирюк, Д. Карта загробного мира / Дмитрий Скирюк // Вокруг света. – 2016. – № 11. – С. 140-143. – (Игротека).
Манкала. Африка загадочна и многолика. Населяет её множество племён и народов. Их объединяют на только зажигательные танцы, поклонение духам, но и настольная игра манкала (что означает «перемещать»).
Игроведы дают игре 4–5 тысяч лет и даже больше. В древности игроки обходились без досок, просто выкапывали лунки в земле. (Такой способ можно использовать в отпуске на море, на природе). Для игры дома понадобится доска с лунками, мелкие предметы – камушки, ракушки, пуговицы, стеклянные шарики. Ход здесь – имитация посева: содержимое лунки игрок раскладывает в определённом порядке и старается захватить «семян» из других лунок. Мастера играют со скоростью настольного тенниса.
Манкала почитаема и в Азии. В Киргизии и Казахстане игра входит в спартакиаду школьников.
Из статьи можно узнать правила и цель игры, ход – посев, взятие и другие тонкости, а также о детском варианте, который переводится как «ням-ням».
Популярность манкалы подтверждается успехом имитирующих её мобильных приложений. Некоторые из них набрали по миллиону пользователей.
Скирюк, Д. Старая «мельница» / Дмитрий Скирюк // Вокруг света. – 2016. – № 9. – С. 128–131. – (Игротека).
В XVI веке император Японии издал указ, обязывающий всех государственных чиновников играть в го. Традиция эта сохранилась до сих пор в некоторых японских и корейских учреждениях: при отборе на должность учитывается умение играть в сложнейшую игру на планете.
Го – единственная игра своего семейства. Предки её не найдены, она будто с неба упала. И разновидностей игры нет ни в одной стране мира.
На Востоке говорят: «Го учит жить». Часто игроку мешает не отсутствие навыков, а изъяны характера: рассеянность, забывчивость, нерешительность, жадность. Чтобы совершенствоваться в игре, нужно совершенствовать самого себя.
Скирюк, Д. Академия управления / Дмитрий Скирюк // Вокруг света. – 2016. – № 12. – С. 138–141. – (Игротека).
Вспомните старые игры, играйте с удовольствием!
Фёдорова О.Ю., ведущий библиограф ЦБ.
Журналы находятся в секторе абонемента
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).