Год Антонина Капустина
Русская Духовная Миссия при архимандрите Антонине (1865–1894 гг.)
Памятник архимандриту Антонину (Капустину) в Горненском монастыре
Архимандрит Антонин Капустин провел в Святой земле 29 лет. Им куплено в Палестине 13 участков земли площадью 425 000 кв. метров и стоимостью до миллиона рублей золотом.
«Русская Палестина созидалась им как сокральное пространство русского вхождения в святыни Святой земли, на которой ему удалось поставить авторские «точки»: построив и освятив колокольню Русскую свечу на Элеоне, сделав русской собственностью Дуб Мамврийский, построив православный «Горний Град Иудов…». (Бутова Р.Б.).
11 сентября 1865 года архимандрит Антонин вступил на Святую землю и со свойственной ему энергией принялся за изучение дел. А в 1869 г. он был утверждён начальником Русской Духовной Миссии.
Весь католический мир слал свои пожертвованя для нужд латинской пропаганды, Русская Миссия в это время влачила жалкое существование. До приезда о. Антонина она имела в Иерусалиме лишь Троицкий собор в центре русских построек, и те находились вне черты города.
Архимандрит Антонин видел необходимость в приобретении земельных участков вне Иерусалима. По Синодальному указу ему запрещалось производить поземельные приобретения, но он продолжал приобретать земли и устраивать там приюты для русских паломников, школы для воспитания местных жителей, особенно женщин в правилах строгого Православия, чтобы спасти их «от окончательного совращения в латинство». Позднее одна из школ была преобразована в учительскую семинарию, воспитывающую в православном духе учительниц-арабок.
Также немало русской молодежи уходило в Палестину — учителями и учительницами школ и учительских семинарий для арабов.
Бет-Джальская женская и Назаретская мужская семинарии оставили глубокий след в истории православного просвещения Св. Земли. Питомцы их ежегодно широкой волной растекались по Сирии и Палестине, по низшим начальным школам в селах и городках и несли туда свет Истины и любовь к Православию и России.
При о. Антонине только начиналось это дело, а уже через 10 лет после его смерти в Сирии и Палестине было создано ещё 87 школ с 10 225 учащимися.
Не забывал о. Антонин о русских паломниках, которые с трудом добравшись до Святой земли, хотели погрузиться в воды Иордана. До реки им приходилось добираться через знойную пустыню.
Архимандрит Антонин купил в деревне Риха (Иерихон) участок земли, где было заведено подворье «Иерихонская Москобия» – место для отдыха богомольцев.
В конце 1868 года он приобрёл знаменитый легендарный Мамврийский (Авраамов) Дуб близ Хеврона — места явления Аврааму Святой Троицы.
Мамврийский Дуб
«Торжеству и радости не было конца. Досточтимая святыня составляет теперь собственностью русскую. Дубрава Мамврийская есть дубрава русская», – писал отец Антонин.
На самой верщине горы был выстроен дом для паломников, от дома к Дубу проложена дорога. Над самим Дубом сделан железный навес, основание ствола опоясано каменным фундаментом.
В 1870 году о. Антонином сделана дневниковая запись: «Есть родственные отношения… между Батуриной и Дубом. Даже не спится под дубом, точно, бывало дома, по приезде на вакацию».
В 1870 году архимандрит Антонин приобрёл участок на Елеонской горе, близ места Вознесения Христа, одном из самых святых мест на земле.
Здесь был построен храм во имя Вознесения Господня. 7 июня 1886 года освятили храм с 64-метровой колокольней, получившей название "Русская свеча".
Вид с Элеонской горы на Спсасо-Вознесенский женский монастырь
с колокольней «Русская свеча»
Планирование, чертежи этого храма, как и многих других, колоколен, иконостасов внутри храмов принадлежат архимандриту Антонину. И контроль за строительством он вел сам.
Целым событием для Иерусалима стало прибытие Елеонского колокола (2 м 13 см в диаметре, около трёх метров высоты и весом в 308 пудов и 20 фунтов, работы мастера Ксенофонта Веревкина). Он был заказан купцом и солепромышленником из города Соликамска Пермской губернии Александром Рязанцевым.
«В течение 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен из Яффы (на руках!) в наши постройки, а отсюда уже тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон…», – вспоминал о. Антонин.
Перед самым освящением храма греческий патриарх пожаловался, что о. Антонин «учинил большой скандал», назвав храм Вознесенским, в то время как подлинное место Вознесения находится вне русских владений. О. Антонину пришлось переименовать храм в церковь Спаса, хотя позднее храм стали называть Спасо-Вознесенским.
На склоне Елеонской горы вблизи Гефсиманского сада было начато строительство храма, посвящённого памяти императрицы Марии Александровны. Председатель Палестинского Православного Общества (ППО). Великий князь Сергей Александрович просит о. Антонина (почётного члена ППО) «в руководстве и наблюдении при постройке».
Совершенно не похожий на другие храмы Святой земли храм св. Марии Магдалины построен в новорусском стиле, иконы для алтаря выполнены русским художником Василием Петровичем Верещагиным.
Церковь Марии Магдалины
Любимое детище архимандрита Антонина — селение Горнее (Айн-Карем). «Дорогое по священным событиям место это совсем олатынено, – писал архимандрит в 1870 году.– У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли…».
О. Антонин, прекрасно владевший наукой христианской дипломатии, которая состояла в умении пропускать мимо себя злобу, глупость, зависть, делал это с улыбкой и изяществом. Даже турецкая стража отдавала ему честь в знак уважения. Но ему пришлось приложить немало сил, чтобы завладеть Айн-Каремским холмом. Сначала о. Антонин купил небольшой участок, затем за 70 тыс. франков (это были деньги благотворителей из России) участок больших размеров. Это была плодородная местность, славившаяся садами, виноградниками и плантациями роз.
О. Антонин мечтал создать в Горнем «Скит Богородичного Целования» для именитых русских отшельниц, каждая из которых могла бы за свой счёт приобрести или построить келью-домик. Первые «скитницы» прибыли в 1873 году, со временем было построено 43 домика.
В 1880 году на присланные из России пожертвования о. Антонин заложил в Горнем храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Горненский монастырь в Эйн-Кареме
Завершением горненского ансамбля стала сторожевая башня на вершине Айн-Каремского холма, на месте, откуда видно Средиземное море.
По просьбе о. Антонина Св. Синод установил в Горней особый праздник Целования Божией матери и праведной Елисаветы.
Нужно отметить, что «при полном отсутствии собственных средств духовной миссии, она обращается к боголюбию соотечественников за помощью на доброе и честное для Отечества дело» и всё в Святой земле построено на пожертвования. Вот одна из записей о. Антонина в Дневнике за 1881 год: «Самый большой случай дня… Совсем простой мужик, едва умеющий по-видимому говорить, доставший со своей груди 300 рублей на церкви Елеонскую и Горненскую. Вот так РУСЬ наша настоящая!»
В 1869 году около Яффы, близ гробницы праведной Тавифы, о. Антонин приобрёл заброшенный пустырь. Владение получило название «Московия св. Тавифы», обустраивалось так же тщательно, как предыдущие: посажены плодовые и декоративные деревья, дома и хозяйственные здания, выкопан бассейн и колодезь для воды.
Яффское владение стало одним из благоустроенных и красивых имений – «Золотой жемчужиной миссии». О. Антонин любил отдыхать в Яффе.
Яффа. Вид монастыря св. апостола Петра
В 1894 году было завершено строительство храма в Яффе. «…Колокольня его является самой высокой точкой в Яффе, Тель-Авиве и в их окрестностях». Авторство и устройство иконостаса принадлежит о. Антонину. Это последняя церковь, возведённая архимандритом Антонином в Палестине.
Всего за время своего служения на Святой Земле архимандрит Антонин приобрел более четырехсот тысяч квадратных метров земли. В Дневнике он пишет: «…все места, купленные мною на Елеоне, в Силоаме, в Горней, у Дуба, в Яффе и Иерихоне, обошлись в 5 300 неполеондеров (615 тыс. пиастров). Затем постройки у Дуба стоили 185 т., в Иерихоне – 125 т., на Елеоне – 90 т., в Яффе – 60 т., что всё вместе составит 460 т. Соединяя же цифры покупок с цифрою построек, получаем 1 075 000 пиастров!
Вот так наши-то руками-то машут!...».
Всего же насчитывалось около 40 приобретений. И, несмотря на очевидную пользу деятельности отца Антонина, его упрекали в недостойном монаха занятии и советовали перевести земли на имя Синода, но он решил поступить иначе: завакуфить недвижимость.
«Вакуф» – имущество бедных и вся собственность с момента завакуфления не подлежит продаже, обмену или другим операциям, ведущим к отчуждению их, пока есть на земле хоть один бедный христианин, а после они переходят беднякам-мусульманам. В конечном счёте единым собственником считается Аллах.
Так о. Антонин как бы застраховал купленные участки.
Недовольные деятельностью архимандрита европейцы всячески старались удалить его всевозможными способами. На Западе понимали, что такое время, когда можно сравнительно дешево скупить ценнейшие владения в Палестине, уже больше никогда не повторится. Но архимандрит Антонин перенёс всё, отказался от архиерейского сана ради интересов русских в Святой земле.
Архимандрит Киприан позднее писал: «Дивные и величественные русские храмы, в которых совершается славянское богослужение, гостеприимные приюты для паломников, памятники археологии и истории — всё это деяния одного человека, его воли, ума, энергии.
Имя этого человека архимандрит Антонин
(Андрей Иванович Капустин)...
Ему одному Россия обязана тем,
что твердой ногой встала у Гроба Господня».
•
Пашков, А. А. России верные сыны : духовное служение Капустных / Анатолий Александрович Пашков. – Шадринск: ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2017. – 172 с.
•
Бутова Р. Б. Мастер сакральных пространств: архимандрит Антонин (Капустин) и греческое церковное зодчество [Электронный ресурс] // Россия и христианский Восток : история, наука, культура. – Режим доступа:
ros-vos.net – Загол. с экрана.
• [Фотографии] [Электронный ресурс] // Храм живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. – Режим доступа : http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/29243. – Загол. с экрана.
• [Фотографии] [Электронный ресурс] // «Это было недавно, это было давно». – Режим доступа: http://maxpark.com/community/3376/content/2039448. – Загол. с экрана.
Фёдорова О.Ю., ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова