Вероятно, 2016 неслучайно был назван Годом кино, ведь в этом году Россия отметила ряд значимых киноюбилеев.
В мае исполнилось 120 лет со дня первого кинопоказа в России. Он состоялся 4 мая 1896 года. Через 12 лет прошел показ первого восьмиминутного фильма отечественного производства.
Студия мультипликационных фильмов – «Союзмультфильм» отметила 80-летний юбилей.
На 2016 год пришлись юбилеи замечательных советских и российских актеров: Льва Дурова, Юрия Никулина, Евгения Евстигнеева, Евгения Леонова и Андрея Миронова.
Главной задачей Года кино было увеличение выпускаемых в России кинофильмов и продвижение киноискусства в регионы страны. Поэтому на 2016 год был назначен прокат десятка масштабных кинопроектов, снятых при государственной поддержке – «Мафия», «Экипаж», «Дуэлянт», «Ледокол», «Время первых», «Землетрясение», «Викинг», «Защитники» и другие.
В 2016 году в России стартовала программа государственной поддержки кинотеатров в малых населённых пунктах, которая коснулась и нашего города.
Предлагаем некоторые статьи о кино, киноактёрах из журналов, которые выписывает ЦБ им. А.Н. Зырянова г. Шадринска.
Устюгова, В, Очередь за киноиллюзиями : что смотрели зрители в кинотеатрах колчаковской Перми 1919 года / Вера Устюгова // Родина. – 2016. – № 12. – С. 110–113. – (Научная библиотека Родины).
Электротеатры (так называли кинотеатры) не переставали работать в сибирском городе ни в 1917, ни в 1918 годах, тогда как в столицах кинематографы закрывались. Кинематограф стал отвлечением от тягот смутного времени. До революции киносеансы состояли из программ картин – видовые и хроникальные сюжеты, а затем художественные ленты. В 1919 году показывали одну видовую программу– «Разгром большевизма в Забайкалье». Из художественных демонстрировались фильмы итальянских кинофабрик, начала завоевать признание американская кинематография. Пермские электротеатры демонстрировали свежий репертуар «Ялтинского Голливуда». Это были фильмы Хаджонкова и Харитонова. В харитоновских фильмах достигла зенита славы актриса Вера Холодная.
Дьякова, В. Вера Холодная: «Покинуть Россию в такое тяжёлое время было бы несправедливо» / Виктория Дьякова // Тайны и преступления. – 2016. – № 2. – С. 57–66. – (Тёмные аллеи).
Вера Холодная… Она попала в кино случайно, но уже после первого фильма её ждал ошеломительный успех. За один только 1915 года в киноателье Ханжонкова было снято 30 фильмов с её участием. Александр Вертинский посвящал ей стихи и песни. Она была любящей и преданной женой. После её смерти появилось много версий по поводу столь раннего ухода из жизни. Много других фактов о судьбе актрисы, её семьи раскрыто в статье.
Волков, Е. Сталин потребовал убрать романтику : как менялся образ адмирала Нахимова в советском кино / Евгений Волков // Родина. – 2016. – № 12. – С. 114–117. – (Научная библиотека Родины).
О фильме В.И. Пудовкина «Адмирал Нахимов», снятом в 1946 году.
Лепский, Ю «»Киноглаз» : воспоминания о провинциальном подвижнике, без которого наш обозреватель не представляет ни мирового кинематографа, ни уходящего года кино / Юрий Лепский // Родина. – 2016. – № 12. – С. 82–84. – (Фильмы Родины).
О хабаровском клубе «Киноглаз», который существует с 1970-х гг., и его президенте Эдуарде Моисеевиче Корчмареве.
Емельянов, С, Белое солнце Михаила Поспелова : у таможенника Верещагина из знаменитого фильма «Белое солнце пустыни» был яркий прототип / Сергей Емельянов // Родина. – 2016. – № 8. – С. 86–87. – (Фильмы Родины. Год кино).
Многие эпизоды фильма «Белое солнце пустыни» взяты из жизни. Неподкупный командир погранотряда в Закаспийской области Михаил Дмитриевич Поспелов превратил свой дом в крепость, защищая границу от басмачей и контрабандистов из Персии. А потом собрал новый отряд, восстановил границу и стал воевать с басмачами. Его–то и сыграл актёр Павел Луспекаев. Внешне они были очень похожи. Поспелов прожил 78 лет, Луспекаев только 42. Имя Павла Луспекаева присвоено Луганскому драматическому театру, на кинофестивале «Киношок» вручается приз имени Луспекаева. Живёт и имя его киногероя – во Владивостоке корабль «Павел Верещагин», в Москве – памятник в честь таможенников, со знаменитой фразой: «Я мзду не беру, мне за Державу обидно!».
Сухоруков, В. Виктор Сухоруков: Роли и личности в истории : народный артист России – о сыгранном и выстраданном в жизни / Виктор Сухоруков ; беседовал Владимир Нордвик // Родина. – № 5. – С. 60–69. – (Судьбы Родины).
Аннинский, Л. Заложник Шкиды : 110 лет назад родился Григорий Белых, один из соавторов знаменитого романа «Республика Шкид», чьё имя в 1938 году исчезло с обложки / Лев Аннинский // Родина. – 2016. – № 8. – С. 82–85. – (Фильмы Родины. Год кино).
Об авторах романа «Республика Шкид» Григории Белых и Алексее Пантелееве. О фильме, снятом по роману. Что их роднит и в чем различие. О значении фильма в сегодняшний день краха героической идеологии, вольного духа молодого поколения. Что нам делать сейчас, в 2016-м? Да то и делать, что Викниксор в фильме. Различать, где буза от яростного отчаяния, а где – от нерастраченных сил. Искать этим силам выход. И соответственно реагировать. На великий фильм. На книгу, без которой не было бы этого фильма.
Мартынов, А. Андрей Мартынов: Начал читать сценарий «Зорь» и расплакался : беседа с актёром, сыгравшим в знаменитом фильме Старшину Васкова, о его главной роли, мифах истории и ремейках великих картин / Андрей Мартынов ; текст Владимир Нордвик // Родина. – 2016. – № 3. – С. 58–67. – (Судьбы Родины).
Ярцева, О. Тайна «Бежина луга» / Ольга Ярцева // Тайны и преступления. – 2016. – № 2. – С. 30–38. – (Под ковром и за сценой).
Один из фильмов всемирно известного кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна – «Бежин луг». Об этом фильме написаны горы статей .Но фильма не существует. Остались лишь режиссёрские разработки, рабочие материалы, фотографии, обрезки монтажных лент. Как фильм, сюжет и название которого взят у Тургенева, связан с историей Павлика Морозова, убитого на Урале в 1932 году? Почему кинорежиссёру не хватило 11 дней для окончательного монтажа фильма? Чем связана судьба самого Эйзенштейна с его фильмом? Ответы на вопросы можно найти в статье.
Нечаев, Александр. Трое суток в купе с Шукшиным : оператор Анатолий Заболоцкий вспоминает о съёмках фильма "Печки-лавочки" / А. Нечаев, И. Николаев // Родина. – 2016. – № 10. – С. 74-77. - (Дороги Родины. Сюжет).
Василий Макарович Шукшин называл этот фильм « наш семейный фильм» – там ведь помимо него и Лидии сыграли их дочери Ольга и Мария.
Зеленский, С. Как в кино: 9 реальных мест для нереальных сцен / Святослав Зеленский // Вокруг света. – 2016. – № 5. – С. 50–57. – (Особый ряд).
Компьютерные технологии позволяют сегодня снимать кино, не выходя из студии. Тем не менее, в каждом фантастическом фильме есть реальные места, ландшафты, здания. Какие же настоящие панорамы стали частью фантастических кадров в фильмах «Марсианин», «Стражи галактики», «Алиса в стране Чудес», «Интерстеллар» и др.?
Юрий Гальцев: «Нести радость людям» / Юрий Гальцев // 1000 советов. – 2016. – № 12 (июнь). – С. 36. – (Звёздные новости).
Артисту на роду было написано стать лётчиком. Он появился на свет 12 апреля 1961 года. Юрий и пытался стать военным, поступал в лётное училище. И сейчас Юрий Гальцев, наш земляк, сверкает множеством граней: лицедействует, играет на музыкальных инструментах, сочиняет стихи, поёт, снимается в кино, руководит Театром Эстрады им. А. Райкина, преподаёт в Петербургской академии театрального искусства. В статье он рассказывает о детстве и семье, неожиданных поворотах судьбы, личной жизни.
Все журналы, статьи из которых были рассмотрены в данной статье, находятся в зале абонемента Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
Фёдорова О.Ю., ведущий библиограф МБО
ЦБ им. А.Н. Зырянова.