Там каждый был героем!
Чего ты хочешь от меня, война?
Забыть тебя?
Так вот чего ты хочешь…
Забыть тебя?!
Но память – тоже сила. И я её без боя не отдам…
Ты просчиталась.
Сегодня на земле живёт лишённое иллюзий поколенье.
Пусть память о тебе жестоко души жжёт.
Оно её как порох сбережёт сухим огнём.
Не может быть забвенья!
Говорят, что пока не будет похоронен последний солдат, война не закончится. Поисковые отряды по всей стране ведут поиски незахороненных солдат Великой Отечественной войны, каждый из которых был героем.
Представляем вам несколько статей из журналов о героях войны и работе поисковиков.
Каменистая пустыня Заполярья, десяток немецких автоматчиков окружили двух безоружных пленных красноармейцев. Один стоит перед палачами – руки в боки, смотрит с насмешкой…
Страшная фотография гуляла по Интернету, пока не попала в руки мурманчанина Павла Вайгина. Место казни нашли по примечательному камню с фотографии. Перекопав лопатами поляну, нашли обрывки шинели, солдатский ремень, ботинки. И медальон.
Его владелец теперь известен – Сергей Михайлович Королёв. Останки героя перевезли на родину и захоронили на деревенском мемориале.
Возможно, будет названо и имя его отчаянного товарища, дерзко стоявшего в июле 1941 года под дулами гитлеровских автоматов и перед Вечностью.
Волкова, Е. Июль. 1941. Высота 122 : мурманские поисковики нашли останки расстрелянных красноармейцев по фотографиям из немецкого архива / Евгения Волкова // Родина. – 2016. – № 5. – С. 120–123. – (Расследование Родины).
В интернете нашлись и другие статьи о том военном периоде.
В книге Ганса Рюфа «Горные стрелки перед Мурманском» есть такие строки: «Нужно было блокировать перешеек полуострова Рыбачий. Русские между тем заняли высоту 122. Утром l-го июля, в 3 часа утра начинается атака. Сильный пулемётный огонь русских замедляет продвижение. Наши разведчики попали в засаду. Русские перебили беззащитных пленников самым зверским способом. Глубокая обида охватывает наших бойцов. Этот варварский способ ведения боевых действий чужд нам. Это трусливое преступление впервые доказывает нам, что советские осознанно не уважают действующие на войне законы человечности. Времена, когда война могла вестись по рыцарским правилам, проходят окончательно. Только вторая атака закрыла этот последний ещё открытый участок на перешейке…».
Здесь мы не видим сцены расстрела выживших советских бойцов на высоте 122 – авторы рассказывают о рыцарстве, а рыцарям не пристало нарушать законы войны.
И ещё одно описание, на этот раз непосредственного участника событий, руководившего в том числе и боем на высоте 122. Это воспоминания В.П. Барболина, которые были выпущены в 1980 г. мурманским книжным издательством в виде книжки с названием “Незабываемый Рыбачий”. И как пишет ветеран, никто гитлеровцев не пытал, напротив, единственному выжившему в том бою тяжелораненному солдату вермахта наши бойцы даже пытались оказать медицинскую помощь.
“Разведчик, пытавшийся перевязать раненного, подошел и сказал:
— Помощь не требуется. Фашист отдал богу душу…”
Возможно, он действительно пытался перевязать раненого, возможно, просто добил умирающего солдата – это уже неважно. На войне у каждого своя правда, обрастающая затем мифами и легендами.
Но правда состоит и в том, что никто фашистов на полуостров Рыбачий не звал. И наши бойцы защищали свою землю – защищали яростно, заставляя врага платить кровью за каждый захваченный камень.
Посмотрите еще раз на эти фотографии. Посмотрите на спокойную уверенность русских богатырей, на то чувство бесконечного морального превосходства, с которым они перед лицом смерти смотрят на немецких элитных палачей, вдруг осознавших, что войну с этими богатырями выиграть нельзя.
Авраменко, С. История одного расстрела [Электронный ресурс] / Сергей Авраменко. – Режим доступа : // http://www.posleduvremeni.ru (По следу времени. Поисково-исторический портал). – Загл. с экрана.
«В то воскресенье в моей машине ехали в Киев девять пассажиров. Почти все – взрослые мужики, погибшие на берегу маленькой речушки в Житомирской области, в боях в июле 1941 года. Все из 195-й стрелковой дивизии 5-й армии Юго-Западного фронта. Солдаты, решившие судьбу всей дальнейшей войны своим упрямством и непонятной ныне живущим готовностью умереть за безымянный буерак.
Один из девяти, молоденький парнишка, свежеиспечённый. Остальные постарше, почти все семейные. Наверное, у всех дома дети. Потому и без смертных медальонов. В общем, на всех нашлась одна ладанка. Так что представились только мы. Это неписаная традиция у нас: «Ну, здорово, мужики. Долго же вы нас дожидались…».
Их бой отчётливо виден: везде под мхом гильзы, воронки от близких разрывов…
В общем, нам от бойцов, что пришли, подняли и по мешкам сложили аккуратно – спасибо. Но поездкой остались они огорчены. Это я им ещё не сказал, что на День Победы хоронить их будем с оглядкой, со страхом. Вдруг ленточка на груди не того цвета или знамя красное – накажут… Да и праздника такого в самой свободной стране Украина уже нет. Потому и всё, что мужикам я пообещал, – это верить. Не предавать себя. Не растить детей в беспамятстве. Делать то, что в наших силах, цепляться за каждую живую душу, за каждое разумное слово, за каждое хорошее дело. А если верить и нее сдаваться, то знамя Победы расправится на ветру. Не мы его поставим – так другие. Правда, мужики?».
(Дмитрий Заборин (род. в 1977 г.), руководитель Союза поисковых отрядов Украины. За десять лет его отрядами найдено и захоронено с воинскими почестями более тысячи бойцов и офицеров Красной армии).
Заборин, Д. Дорога на Киев : в одной машине с девятью бойцами 195-й стрелковой дивизии / Дмитрий Заборин // Родина. – 2016.– № 5. – С. 59– 62. – (Расследование Родины).
Заборин, Д. Имя на солдатском котелке : поисковики вернули из небытия красноармейца Сатыбалды Мухамедиева / Дмитрий Заборин //Родина. – 2016. – № 9. – С. 51–53. – (Судьбы Родины).
Бойцу, погибшему в октябре 1943 года, было 18 лет. У него не было жены и детей, но нашлась в Талды-Кургане дочь старшего брата, вернувшегося с войны живым, хоть и без руки. Племянница и её дети хотят захоронить останки дяди на родине.
Недавно телевидение показало сюжет поднятия из болота деталей фюзеляжа, двигателя, мотора самолёта Пе-2, сбитого в 1942 г. в небе над деревней Кневицы (Новгородская обл.). Поисковики установили имена лётчиков – Арсений Чехонин, Иван Матулин и Владимир Пархоменко.
Поиск продолжился весной нынешнего года. В нём принял участие внук стрелка-радиста, старшины Арсения Чехонина – Игорь Чехонин. Об этом статья:
Шахиджанян, С. Последний патрон из 1942 года : пулемёт, с которым принял последний бой стрелок-радист Арсений Чехонин, нашёл его внук. / Сергей Шахиджанян // Родина. – 2016. – № 5. – С. 63–65. – (Расследование Родины).
Необитаемый остров Большой Тютерс находится в Финском заливе. Фарватер Финского залива проходит между крупным островом Гогландом и Большим Тютерсом, который в поперечнике всего 2,5 км. В 1942 году после трёх месяцев героической обороны Гогланда красноармейцы, не получив подкрепления, были вынуждены оставить остров. Его заняли финны, а Большой Тютерс – немцы. Выход из блокадного Ленинграда был закрыт.
В сентябре 1943года немецкий патруль обнаружил брешь в проволочном заграждении. Неподалёку нашлась и резиновая лодка. Стало ясно, ночью, на территорию, где обосновалась артиллерия вермахта, проникла советская разведгруппа. Гарнизон был поднят по тревоге. 800 человек прочёсывали 8 квадратных километров острова в поисках советских диверсантов. Было найдено укрытие: запас продовольствия, медикаментов, детали от радиостанции. Но поймать наших солдат немцам так и не удалось. Но и на подводную лодку, с которой высадился десант, они не вернулись Их судьба осталась загадкой.
Немцы бежали с острова в сентябре 1944 года, взорвав всё, что представляло ценность. Так он и простоял нетронутым – сплошь покрытый порохом, стрелянными гильзами, взведёнными минами.
Сегодня на Большом Тютерсе трудятся сапёры, геологи, волонтёры, журналисты. Их задача – похоронить погибших, собрать обломки, очистить остров. На острове найдены обломки советского бомбардировщика. Возможно, будет раскрыта и тайна пропавшей разведгруппы.
Чесноков, А. Заповедник войны / Андрей Чесноков // Вокруг света. – 2016. – № 8. – С. 70–76. – (Большое путешествие).
В Зауралье поисковое движение насчитывает 12 отрядов.
Родоначальником поискового движения в Шадринске был Владимир Юрьевич Харлов. Сегодня его дело продолжает Александр Мезенцев. С отрядом «Шадринск» на местах боевых действий времен войны побывали более 100 шадринцев. За время работы отряда «Шадринск» были найдены, отправлены на выяснение личности и перезахоронены останки более 2700 человек. 57 из них удалось идентифицировать по медальонам, номерным медалям и сообщить родственникам.
В 2015 году неформальное общественное объединение – поисковый отряд «Шадринск» получил награду от правительства РФ – медаль «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».
О работе шадринских поисковиков он рассказывает в статье:
Мезенцев, А. У незнакомого посёлка, на безымянной высоте… / Александр Мезенцев ; беседовал Алексей Сартасов // Народная газета.RU. – 2016. –
4 мая (№ 3). – С. 13. – (Поисковое движение).
Журналы можно найти в секторе периодики, газету в секторе краеведения ЦБ им. А. Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57. Летний график работы с 9 до 18 часов. Выходной – суббота).
Фёдорова О.Ю., ведущий библиограф МБО ЦБ им. А. Н. Зырянова