В мире есть два процесса: разрушение и созидание, Если человек не созидает, значит идет разрушение. Это как езда на велосипеде: либо едешь, либо падаешь. Есть люди, которые свою жизнь посвящают созиданию, стремятся к знаниям, свету, добру.
Таким человеком была Валентина Михайловна Платоненко.
1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц. Он возник в США в 1894 году. Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
Был у наших предков в преддверии весны такое интересное действо как свистопляска. Выходил деревенский люд на улицу с глиняными свистульками в виде птиц. А ещё для встречи весны выпекали печенье в форме птичек: жаворонков, галок, скворцов, куликов, воробьев. По представлениям предков пернатые гости на крыльях весну приносили. Печёных жаворонков поднимали ввысь, к небу, пели песни-веснянки. Поэтому и прижился День птиц в России. Уже в XIX веке в России была организована охрана птиц, к началу ХХ века этим делом занималось несколько десятков организаций. В городах открывались и детские организации — так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Эмблемой союзов была летящая ласточка.
В 1910 году было основано первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья. После революции детские Майские союзы прекратили свое существование, но идею охраны птиц подхватили юннатские организации. Летом 1924 года прошел первый и единственный в СССР Всесоюзный съезд юннатов, на котором предложили вновь учредить День птиц.
С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник. Празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Оно сошло на нет к 60–70-м годам, но снова возродилось в 1999 году.
Кроме Международного дня птиц, отмечается еще один очень известный птичий праздник —Всемирный день мигрирующих птиц (вторые выходные мая).
Богат мир птиц и в нашей области. Они живут в населённых пунктах, в лесах и степях, на болотах. Только хищных видов птиц насчитывается более 30. Некоторые виды возвращаются к нам на лето из тёплых стран. Другие только останавливаются во время перелёта. Летом у нас обитает около 200 видов птиц. А на зиму в нашу местность прилетают птицы с севера. Их около 65 видов.
Но число видов птиц стало уменьшаться. Так в Красную книгу Курганской области внесены 46 видов птиц. Среди них виды уникальные для мировой и российской фауны – баклан, орлан-белохвост, лебедь-кликун, большая белая цапля, дятел чёрный, журавль серый, чернозобая гагара и др. Одна из интересных и необыкновенных птиц Зауралья – кудрявый пеликан. Этот редкий вид тоже находится под угрозой исчезновения. Он включён в Красные книги Международного Союза Охраны природы, Российской Федерации, в Приложение к Конвенции СИТЕС и в Красную книгу Курганской области. Наша задача сегодня – сохранить те виды птиц, которые живы сегодня.
Литература
Вохминцева, Л. Памятник природы – орёл-могильник / Л. Вохминцева // Природа Зауралья. – 2003. – № 3. – С. 8.
Дементьева, Т. В. Мы хотим, чтобы птицы пели : экологический утренник / Т. В. Дементьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – № 5. – С. 38–41.
День птиц или весенний новый год // Природа Зауралья. – 2003. – № 3. – С. 1.
Заикина, Е. А. Фольклорный праздник, посвящённый Международному дню птиц / Е. А. Заикина // Воспитание школьников. – 2010. – № 2. – С.77–80.
Зябликова, Л. Год под знаком лебедя / Л. Зябликова // Библиотека в школе.– 2009. – № 12. – С. 17–20. Список литературы о лебедях. Лебедь в кино, поэзии, литературе, балете, астрономии, в ювелирном деле.
Колоскова, Н. Е. Птичий праздник : кроссворды о птицах / Н. Е. Колоскова // Библиотека в школе.– 2011. – №.4. – С. 20, 29, 30–33.
Кубарева, А. В. Пернатые соседи : орнитологическая игра / А. В. Кубарева // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 1. – С. 104–107.
Рябицев, В. К. Птицы Среднего Урала : справочник-определитель / В. К. Рябицев, В. В. Тарасов. – Екатеринбург, 2007. – 283 с.
Образцова, Л. Н. Кормушка на опушке : познавательная программа о птицах / Л. Н. Образцова // Школьные игры и конкурсы. – 2012. – № 1. – С. 2–3.
Подымако, Л. Л. День птиц : игра «Поле чудес» / Л. Л. Подымако. – 2010. – № 12. – С. 29–30.
Сберечь обязаны : редкие и исчезающие животные и растения, памятники природы и заказники Курганской области : справочник . – Челябинск, 1989. – 208 с. – (Природа и мы).
Тарасов, В. В. Кудрявый пеликан / В. В. Тарасов // Природа Зауралья. – 2003. – № 2. – С. 4. – (По страницам Красной книги).
Усова, Н. В. Птицы в литературных произведениях : викторина / Н. В. Усова // Школьные игры и конкурсы. – 2011. – № 4. – С. 10–11.
Чебан, Л. С. Перелётные птицы : конспект занятия / Л. С. Чебан //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. – № 1. – С. 54–55.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А. Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57)
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить –
Без воды нам не прожить.
22 марта отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды. Этот день был установлен 22 февраля 1993 года по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В этот день поднимается проблема, связанная с загрязнением водных ресурсов на планете и звучит призыв к ее решению. В России этот день впервые отмечался в 1995 г. под девизом “Вода – это жизнь”.
Период 2005 – 2015 гг. объявлен Международным десятилетием действий “Вода для жизни”.
Известно, что 70% поверхности Земли покрыто водой, но из них 97,5% солёная и только 2,5% всего объема – пресные воды (реки, ручьи, озера, болота). За последние 100 лет потребление воды увеличилось в 7 раз. 70 % пресной воды в мире используется для сельскохозяйственных нужд.
По мнению международных экспертов, проблема дефицита пресной воды, станет одной из самых острых к середине ХХI века. По прогнозам ученых к 2025 г. жители нашей планеты будут страдать от недостатка пресной воды.
Россия – великая водная держава, по объему речного стока она занимает второе место в мире после Бразилии. На территории России насчитывается 2,5 млн. рек и 2,7 млн. озёр. Тем не менее, проблема загрязнения водоемов и нехватки питьевой воды в России одна из самых актуальных.
В Курганской области протекает 6 крупных рек. Реки принадлежат в речной системе Оби. Главная река области – Тобол. Тобол длиннее таких рек, как Эльба и Висла. Наиболее крупными притоками Тобола являются Исеть, Миасс, Уй, Кочердык, Куртамыш, Юргамыш.
В области 2943 озера, многие из них стали популярными благодаря лечебным свойствам воды. Одна из проблем области – загрязнение имеющихся водных источников. Основные поставщики воды – реки Тобол, Исеть, Миасс, Уй. Но вода, которую они приносят к нам, уже загрязнена стоками от промышленных предприятий Екатеринбурга, Челябинска, Кустаная. Несмотря на обилие вод, в Зауралье ощущается нехватка питьевой воды. Особенно остро дефицит питьевой воды проявляется в Лебяжьевском, Мокушинском, Петуховском и Частоозёрском районах.
На Ревуне. Река Исеть.
Река Исеть в окрестностях Каменск-Уральского
Предлагаем ответить на несколько вопросов о водных ресурсах Шадринского района.
Назовите 10 рек Шадринского района. Как охраняются водные источники в Курганской области?
Какие водные памятники природы расположены в Шадринской районе? В чём их значимость?
Назовите версии происхождения реки Исеть.
Назовите протяжённость реки Исеть и её притоки.
В каком году в Исеть были выпущены раки?
Какой Святой источник Курганской области получил статус памятника природы?
Литература
Волкова, Е. В. Вода – чудесный дар природы : выставка-викторина / Е. В. Волкова // Оглянись, остановись, подумай… : сборник эколог. сценариев / ред. О.Н. Полетаева. – Курган, 2006. – Вып. 1. – С. 74–77.
Вохменцева, Л. Д. Гидронимы водных объектов Курганской области. – Курган, 2003. – 99 с.
Лаврентьев, М. В. География Курганской области / М. В. Лаврентьев, К. Ф. Садовский. – Челябинск, 1970. – 70 с.
Матвеев, А. К. Гипотеза о происхождении реки Исеть // Нёройки караулят Урал : путешествие в топонимию / А. К. Матвеев. – Свердловск, 1976. – С. 47.
Мокеев, В. М. [Что водилось в реке Исеть] // Шадринск / В. М. Мокеев. – Челябинск, 1975. – С. 128.
Науменко, Н. И. Особо охраняемые природные территории Курганской области. – Курган, 2001. – 150 с.
Что имеем, как храним (Природные ресурсы Зауралья) / сост. Ю. А. Тюрин. – Курган, 1993. – 173 с.
Полымских, В. Текущая из камня / В. Полымских // Шадрин курьер. – 2000. – 14 дек. – Прил. : с. 7. – (Пятницы на Михайловской, 82).
Река Исеть : дайджест. – 2-е изд. / сост. Е. В. Шутилина, Ю. В. Распопова. – Шадринск, 2008. – 81 с.
Святой источник // Жемчужины природы Южного Зауралья / сост. А. В. Зырянов, Н. И. Науменко. – Курган. – С. 14.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
В марте 1898 года состоялось открытие первого в России Государственного музея русского искусства. Музей был основан в память императора Александра III и имел « целью соединить всё, относящееся к его личности и истории его царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».
Гостей встречали его устроители и первые хранители – академики живописи
М. П. Боткин и А. Н. Бенуа, художник П. А. Брюллов. Музей состоял из 37 залов. Под него было куплено одно из самых красивых зданий Петербурга – Михайловский дворец, построенный гениальным зодчим Карлом Росси. Сегодня к музейному комплексу, помимо Михайловского дворца, также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, а также уникальные садово-парковые ансамбли – Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.
К концу XIX века в коллекции Русского музея было 445 картин, 111 скульптур, 981 лист рисунков и акварелей. Но с открытием музея работа по его созданию не завершилась, а, напротив, только-только началась. В течение всего XX века собрание Русского музея превращалось в могучую коллекцию, представляющую десять веков истории русского изобразительного искусства, охватывающую все его основные виды и жанры.
Сегодня Русский музей – исследовательский, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России. Это реставрационный и культурно-просветительский центр – его коллекция насчитывает более 400 000 экспонатов и в дальнейшем будет пополняться произведениями пока ещё неведомых нам творцов.
Об истории создания, о жизни музея в разные периоды, о музейных коллекциях, о людях, посвятивших жизнь работе в музее, можно прочитать в статьях:
Алянский, Ю. Л. Рассказы о Русском музее, а также о старом Михайловском дворце и его строителе Росси, о превращении дворца в музей, о судьбах полотен и статуй и других историй из биографий знаменитых коллекций. – Л.–М., 1964. – 275 с.
Аносова, Е. С. Русский музей / Е. С. Аносова // Нач. школа. – 2003. – № 3. – С. 90–96.
Государственный Русский музей : альбом / сост. Н. Новоуспенский. – Л., 1969. – 112 с. : ил. – (Наши музеи).
Гусев, В. «У нас представлена живопись трёх столетий» / В. Гусев, Т. Питерская // Родина. – 1996. – № 9. – С. 78–82.
Хорошилова, О. Государственный Русский музей / О. Хорошилова // Крестьянка. – 2006. – № 7. – С. 27–37. – (Музеи Санкт-Петербурга).
Литературу о Государственном Русском музее можно найти в Центральной библиотеке им. А. Н. Зырянова по адресу ул. Свердлова, 57.
Год от года всё больше компьютеров имеет выход в Интернет, что позволяет современному человеку идти в ногу со временем. Дети наши разбираются в компьютерах лучше некоторых взрослых и давно освоились в Сети. Именно здесь они находят самую новую музыку, самое новое кино. А главное, именно здесь происходит общение. В чатах, на форумах, на страницах социальных сетей дети находят друзей и единомышленников, делятся самым сокровенным – тем, что нельзя обсудить с родителями или друзьями.
Много времени дети и подростки проводят за играми. Одна из функций компьютерных игр – обучающая. В Интернете существует множество сайтов игр и программ, созданных для только что овладевающих компьютером, для продвинутых пользователей и для родителей, которые хотят путешествовать по Сети вместе с детьми. Адреса таких сайтов можно узнать из статьи: Ребёнок и компьютер. Что нужно знать родителям? // Домашний очаг. – 2010. – № 10. – С. 138–142. – (Ваша семья).
Компьютерные игры развивают моторику, мелкую мускулатуру руки. Поэтому, если вы считаете своего ребёнка неуклюжим, если ему трудно повторять сложные физические упражнения, если он путает понятия право и лево, то ему полезно нажимать на клавиши.
Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но нужно помнить, что компьютер – не волшебная палочка, которая за час сделает ребёнка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют ограничения во времени. Многочасовое сидение за компьютером может нанести вред. О положительной роли компьютера в развитии и о его отрицательном влиянии на здоровье детей и подростков написано в статьях: Малых, Т. Ребёнок у компьютера: за или против? / Т. Малых // Воспитание школьников. – 2008. – № 1. – С. 56– 58. – (Для бесед с родителями). Станова, А. Компьютер и зрение / А. Станова // Домашняя энциклопедия. – 2007. – № 10. – С. 41.
Но самая большая опасность от многочасового сидения за компьютером – это отрицательное влияние на психическое здоровье ребёнка. Компьютер лишь создаёт иллюзию общения, но не формирует навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Уход в искусственную реальность может сформировать у неокрепшего детского организма психологическую зависимость от компьютера. О причинах, признаках «игровой болезни», об интернет-зависимости и её профилактике можно прочитать: Передерин, В. Компьютерная болезнь / В. Передерин // Будь здоров. – 2004. – № 4. – С. 25–27. Реальная, А. Девочка, живущая в Сети / А. Реальная // Маруся. – 2005. – № 11. – С. 36–38. Рудаков, О. Игра на выбывание / О. Рудаков // Смена. – 2007. – № 9. – С. 74–77. Сидорова. А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков / А. Сидорова // Воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 61– 62. – (Сигнал тревоги). Существует ли интернет-зависимость? // Наука и жизнь. – 2013. – № 3. – С. 63–64. Яковлева, Ю. Почему возникает интернет-зависимость? / Ю. Яковлева // Домашний очаг. – 2010. – № 10. – С. 139–140. – (Ваша семья).
С одной стороны, Интернет таит в себе огромные возможности: выложив песню собственного сочинения или удачное видео, можно стать знаменитым. Но, с другой стороны, Интернет – это множество опасностей: от банального плагиата и виртуальных хулиганов до вполне реальных преступников и педофилов. Поэтому важно объяснять детям основные правила безопасности в Сети, а затем следить за их соблюдением. Как обезопасить ребёнка в Сети, как научить отличать правду от лжи в Интернете, как осуществлять родительский контроль за поведением детей в Интернете, как выработать в семье соглашение о работе в Интернете, а также советы по безопасности для детей разного возраста в статье: Безмалый, В. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернете / В. Безмалый // Компьютер пресс. – 2008. – № 10. – С. 62– 69. – (Секреты Интернет).
О правильной постановке ударения в выражении «В Сети Интернет» можно узнать из статьи: Королёва, М. Сети не для рыбы / М. Королёва //Наука и жизнь. – 2013. – № 2. – С. 94.
Только разъяснительная работа родителей поможет обезопасить детей в сети Интернет и сохранить их физическое и психическое здоровье.
Надеемся, что родителям поможет литература, которую можно найти в Центральной библиотеке им. А. Н. Зырянова по адресу ул. Свердлова, 57.
В рамках Недели детско-юношеской книги 27 марта 2013 года в Центральной библиотеке им. А.Н. Зырянова состоялся Мастер-класс «Стиль для всех» - встреча с мастером косметологом парикмахерского салона «Манго». Также работниками сектора периодики была организована выставка-просмотр книг, периодических изданий по уходу за волосами, ногтевому сервису и макияжу. На мероприятии присутствовали студенты Шадринского кооперативного торгово-экономического техникума. Мастер косметолог ознакомила молодых людей с новыми технологиями в области парикмахерского искусства, ухода за ногтями, кожей. В конце также был представлен рекомендательный список литературы по теме мероприятия.
Развернутая выставка «Шадринская палитра» пригласила юных читателей библиотеки на второй день Недели детской и юношеской книги. Среди представленных книг, новые яркие издания шадринских краеведов Мурзина А. Н., Пашкова А. А., Горшкова А. Е.
Познавательный час «В зауральской стороне острогу быть и слободе» познакомил студентов ШПК МСО с историей основания города Шадринска, его последующего развития. Особое внимание было уделено городской архитектуре и известным личностям, благодаря которым Шадринск приобрёл свои неповторимые черты.
25 марта в ЦБ им. А. Н. Зырянова состоялось открытие Недели детской и юношеской книги – «Книжная весна». Фойе библиотеки нарядным убранством сообщало юным читателям о празднике, а специалисты Абонемента приглашали их посетить Просмотр книг «Герой литературный твой ровесник.
В течение всего дня на улицах города шла Акция «Библиотека – твой путь к успеху». Более ста юных горожан получили яркие флажки, которые призывали их обратить внимание на библиотеку и чтение яркими и емкими слоганами:
Человек успешный – человек читающий!
Это запомнить просто: книги – витамины роста!
Будь на волне – читай!
Брось мышку! Возьми книжку!
Создай свое будущее – читай!
Наша информация – Ваш успех.
Горожане позитивно восприняли Акцию, а снежные улицы Шадринска заиграли яркими красками.
20 марта 2013года в детско-юношеской библиотеке им. К.Д.Носилова гимназисты 3 –В класса познакомились с новой книгой «Мой Шадринск». Им повезло в том, что книгу представила автор - Брагина Александра Степановна. Эта книжечка – хвала городу и его жителям: небольшие рассказы в стихах о прошлом и настоящем Шадринска, о его замечательных людях. Листая страницы, Александра Степановна поведала ребятам об основании города, о купцах, о людях мастеровых и талантливых, о героях войны, обозначила достопримечательности города, достижения современников. Ребята внимательно слушали, разглядывали иллюстрации и фотографии А. Громова, сопровождающие каждое стихотворение. Эта книжка – своеобразное пособие по изучению родного города, написанная доверительным, понятным, детским языком. Эта встреча запомнится ребятам надолго и тем, что они получили книги с автографом автора.
Под таким девизом проходит в этом году Неделя детской и юношеской книги в Центральной детской библиотеке «Лукоморье». Открыл неделю «День нового читателя». На стенде, оформленном в коридоре, можно было познакомиться с лучшими читателями «Лукоморья», отделы библиотеки предлагали для чтения самые лучшие произведения русских и зарубежных писателей, рекламировали новые журналы. В читальном зале для мальчишек и девчонок прошел обзор «Веселые журналы для веселых детей!». Читатели, впервые записавшиеся в библиотеку, получили на память небольшой приз. А вечером на базе детского сада № 16 «Колокольчик» была проведена Акция «Всей семьей в библиотеку!». Она включала в себя индивидуальные беседы с родителями дошколят, раздачу буклета «Это ваша библиотека!» и листовок «Десять способов увлечь чтением!». Более ста малышей и их родителей с удовольствием листали книги и журналы с выставки «Подрастаю с книжкой!».
В «День дошкольника» читатели библиотеки смогли познакомиться с детскими писателями, пишущими для малышей. Их представила выставка «Эти знакомые добрые лица». Ребята вместе с родителями принимали участие в конкурсе рисунков «Веселый колобок», их работы оформлены на стенде «В гостях у любимых героев».
Весело и задорно прошел третий день книжкиной недели – «День сказки». В этот день читателей встречали не библиотекари, а сказочные героини – Бабы Яги. Они выдавали литературу, играли с ребятами, загадывали загадки и даже принимали одежду в гардеробе. Ребята из детского сада с удовольствием путешествовали по библиотеке, выполняли различные задания сказочных бабушек, летали с ними в ступах, рисовали портреты Ягусь и в награду получили просмотр мультфильма про смешную Бабу Ягу. Любимые сказки мальчишки и девчонки могли взять с выставок «Герои Лукоморья» и «Сказка приглашает».
Неделя продолжается и еще много интересного и увлекательного ждет читателей детской библиотеки «Лукоморье».
Основателем этого Дня считается известный американский общественный деятель Джон Мортон, который в 1840-х годах предложил установить день, который будет посвящен озеленению. Так появился День дерева, в течение которого было высажено около миллиона деревьев. Начиная с 1970 года, смысл праздника расширился до общей идеи охраны окружающей среды, и появилось новое название – День Земли.
Этот праздник отмечается в день весеннего равноденствия. При проведении праздника в штаб-квартире Организации Объединённых Наций, находящейся в Нью-Йорке, в течение минуты звонит колокол мира. Этот колокол был подарен ООН Японией 45 лет назад. Он вылит из монет, которые пожертвовали жители более 60 стран. Колокол мира звучит не только в Нью-Йорке, ему вторят голоса колоколов в других городах Земли. Этим показывается, что проблема сохранения жизни – проблема всего человечества.
В календаре международных праздников существует два Дня Земли – в День весеннего равноденствия, а второй – 22 апреля. Первый имеет миротворческую и гуманистическую направленность, второй – экологическую.
В России День Земли отмечается с 1998 года, а в марте 2000 года праздник получил официальный статус. Однако, к сожалению, он проводится не так масштабно, как в других
странах, хотя с каждым годом все больше и больше людей принимает участие в этом мировом празднике.
Кроме Всемирного дня Земли 23 марта отмечается Час Земли. Это ежегодная международная акция, организованная Всемирным фондом дикой природы. Она заключается в том, что в этот день в назначенное время люди в разных странах мира на один час отключают свет и другие электроприборы. Час Земли – это символическая акция бережного отношения к природе, общественный призыв к мерам по сохранению климата нашей планеты и заботы об ее ограниченных ресурсах. Впервые идея выключить электричество на час была реализована в 2007 году в масштабах одного города – Сиднея (Австралия).
Сидней во время акции
Ночной Сидней
Логотип акции
Логотип акции выглядит как «60+», что обозначает призыв к участникам выйти за границы одного часа и сделать еще один шаг ради планеты, начать экономить воду, чаще пользоваться общественным транспортом, копить и сдавать макулатуру, не загрязнять планету мусором и т. д. С тех пор акция все более набирает обороты. Например, Час Земли 2011 года объединил уже около 2 млрд. участников в 135 странах мира.
Россия официально присоединилась к акции в 2009 году – в ней приняли участие более 20 российских городов, а в 2011 году – 11 миллионов россиян. В России в рамках акции «Час Земли» прошли многочисленные мероприятия – светящиеся велопробеги, запуск светящихся шаров, лекции, чаепитие при свечах, экологические уроки для школьников, конкурсы и фестивали.
Однако для сохранения мира и всего живого на планете недостаточно только одного дня, мы должны не только помнить о Земле, но и защищать её все 365 дней в году.
Сценарии мероприятий
Борзенкова, Т. Г. Всемирный День Земли : праздник для учащихся начальных классов / Т. Г. Борзенкова // ПедСовет. – 2010. – №.2. – С. 24–26.
Верещагина, Т. День Земли : фольклорный праздник / Т. Верещагина // Сценарии и репертуар. – 2003. – Вып. 5. – С. 21–27
.
Владимирова, Л. А. Мы все в ответе за свою планету : экологический вечер / Л. А. Владимирова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – № 3. – С. 22–26.
Волкова, М. А. Человек и природа : лит.-муз. композиция / М. А. Волкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 2. – С. 65–67.
Гудимов, В. Школьный праздник, посвящённый Дню Земли (по мотивам сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») / В. Гудимов // Воспитание шк. – 2001. – № 1. – С. 67–72.
Дворянинова, М. П. Мы в ответе за будущее планеты : сценарий / М. П. Дворянинова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. – № 2. – С. 23–24.
Джартанова, Г. Д. Сохраним Землю – сохраним жизнь : устный журнал / Г. Д. Джартанова // Досуг в школе. – 2010. – № 2. – С. 23–25.
Ельцова, И. Наш общий дом : викторина / И. Ельцова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – № 2. – С. 47–49.
Земсков, А. И. Год Земли в Год чтения / А. И. Земсков // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 88–92; № 3. – С. 80–85.
Киреева, Н. «Берегите Землю…» : конспект интегрированного занятия / Н. Киреева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. – № 1. – С. 63–65.
Лекомцева, Д. Г. Земля – наш общий дом : викторина для 9–10 кл. / Д. Г. Лекомцева // Читаем, учимся, играем. – № 1. – С 108–112.
Лесных, Е. В. «Земля – наш дом» : круглый стол / Лесных Е. В. // Досуг в школе. – 2006. – № 5. – С. 3–5.
Мизгирёва, Т. А. 22 апреля – Всемирный день Земли : стихи / Т. А. Мизгирёва // Чем развлечь гостей. – 2009. – № 1. – С. 87.
Пашенцева, С. А. Берегите Землю, берегите! : экологическая игра / С.А. Пашенцева // Весна. Календарные праздники для детей. – М., 2008. – С. 59–62. – (Библионяня).
Яковлева, О. И. Земля – наш дом : экологическая линейка / О. И. Яковлева // Последний звонок. – 2001. – № 1. – С. 15–16.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, и методическом отделе ЦБ им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
Фёдорова О.Ю.,
завсектором МБО
С 20 марта по 20 апреля 2013 года в читальном зале работает фотовыставка работ участников детского объединения «Камера смотрит в мир» при МОУ ДОД «Дом детства и юношества»«Шадринск глазами горожан». . В работах ребят запечатлено настроение горожан разных поколений и показана красота города в их отражении.
НОВЫЙ ДИСК
компании «КонсультантПлюс», №19
к весеннему семестру 2013 года
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Новый выпуск диска «КонсультантПлюс: Высшая школа» к весеннему семестру
Компания "КонсультантПлюс" объявляет о выходе очередного, 19-го выпуска диска "КонсультантПлюс: Высшая школа". Диск адресован в первую очередь студентам юридических и экономических вузов РФ и распространяется в учебных заведениях и центре КонсультантПлюс бесплатно.
НА ДИСКЕ НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕБЫ И СЕССИИ
Диск содержит более 40 000 документов, которые будут полезны студентам во время учебы и сдачи сессий: правовые акты, судебная практика, финансовые консультации и материалы популярных Путеводителей КонсультантПлюс.
Специальный раздел диска с книгами и учебниками - "Электронная библиотека". В библиотеку вошли самые востребованные издания, потому что при подготовке диска учтены пожелания преподавателей и студентов.
На диске есть и другая интересная информация. Например, материалы, обучающие работе с системой. А раздел "На досуге" предоставляет возможность сделать паузу и посмотреть забавные ролики.
РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ БЕСПЛАТНО!
Диск допущен Учебно-методическим объединением (УМО) по юридическому образованию и УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по юридическим и финансово-экономическим специальностям.
На основе системы КонсультантПлюс студенты обучаются современным методам работы с правовой информацией.
Новый диск вы можете получить в
Секторе периодики
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова
Наш адрес: ул. Свердлова 57, тел. 3-38-06
Внимание, участники краеведческого марафона и аукциона краеведческих знаний!
Предлагаем вам план мероприятий краеведческого марафона в помощь для подготовки команд к аукциону краеведческих знаний «Мой любимый край — место отчее!» в соответствии с этапами игры:
Накопительный тур «Гордость земли зауральской»
№№
п/
Наименование мероприятия
Читательское
назначение
Ответствен-ный
Массовые мероприятия:
Центральная библиотека им. А.Н. Зырянова (ЦБ)
Краеведческий час «Хранитель культуры родного края» (В.П. Бирюков)
юношество,
с 14 лет
ЦБ
Краеведческий час «А.Н. Зырянов»
юношество
ЦБ
Краеведческий час «Богата земля наша талантами!» (ученые, писатели др. Курганской области)
юношество
ЦБ
Час портрета «Горжусь своими земляками!»
юношество
ЦБ
Краеведческий час «Шадринск литературный»
юношество
ЦБ
Краеведческая игра «Что мы знаем о Курганской области?»
юношество
ЦБ
Центральная детская библиотека – досуговый центр детей и подростков «Лукоморье» (ЦДБ)
Познавательный час «Их имена в истории края» (В.П. Бирюков)
5-8 кл.
ЦДБ
Центральная детско-юношеская библиотека им. К.Д. Носилова (ЦДЮБ)
Обзор «Краевед, фольклорист» (В.П. Бирюков)
ст. возраст
ЦДЮБ
Час истории «Земля, богатая талантами»
ср. возраст, юношество
ЦДЮБ
Встреча «Т.В. Лохова и В.И. Калганова – детям»
мл. возраст
ЦДЮБ
Обзор «Литературное Зауралье»
мл. возраст
ЦДЮБ
Библиотека-филиал им. К.А. Некрасовой
Обзор «Литературное Зауралье – детям»
мл. возраст
БФ им. Некрасовой
Библиотека-филиал им. П.П. Бажова
Краеведческий час «Плеяда славных зауральцев»
ст. возраст
БФ им. Бажова
Библиотека-филиал им. В.И. Юровских
Беседа «Выдающиеся люди Зауралья»
ср. и ст. возраст
БФ им. Юровских
2 тур (аукцион). Тема: История земли Курганской
№№
п/
Наименование мероприятия
Читательское
назначение
Ответствен-ный
Массовые мероприятия:
Центральная библиотека им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57; тел. 3-38-06 Стешенко Татьяна Юрьевна, 3-27-30 Иванова Людмила Сергеевна)
Познавательный час «Памятные места Зауралья»
юношество
ЦБ
Краеведческая игра «Что мы знаем о Курганской области?»
юношество
ЦБ
Урок «Чем он старше, тем моложе, вот так город-городок!» (улицы г. Шадринска)
юношество
ЦБ
Исторический экскурс «Орден Ленина и Курганская область»
юношество
ЦБ
Центральная детская библиотека – досуговый цент детей и подростков «Лукоморье» (ЦДБ)
Краеведческое путешествие «Я по городу иду»
2-4 кл.
ЦДБ
Обзор выставки «Милый сердцу Шадринск»
5-6 кл.
ЦДБ
День просмотра «Есть город в России»
разновозр.
ЦДБ
Центральная детско-юношеская библиотека им. К.Д. Носилова (ЦДЮБ)
Исторический час «Курганской области – 70 лет»
мл., ср., юнош.
ЦДЮБ
Цикл бесед «Города земли Курганской: Курган, Шадринск, Далматово»
разновозр.
ЦДЮБ
Экскурс в историю «Роль купечества в развитии края»
ср., юношество
ЦДЮБ
Библиотека-филиал им. Д.Н. Мамина-Сибиряка
Информ-круиз «Книга путешествует по краю»
ср. возраст
БФ им. М.-Сибиряка
Познавательный час «В этом крае я живу, этот край я славлю!»
ср. возраст
БФ им. М.-Сибиряка
Библиотека-филиал им. К.А. Некрасовой
Слайд-экскурсия по городу «Мой Шадринск»
мл., ср. возраст
БФ им. Некрасовой
Краеведческий час «Зауралье на карте России»
ср. и ст. возраст
БФ им. Некрасовой
Библиотека-филиал им. П.П. Бажова
Краеведческий час «Ворота Сибири» (История Курганской области)
ст. возраст
БФ им. Бажова
Интеллектуальная игра «Библиоказино»:
«Зауральский свадебный обряд»
ст. возраст
БФ им. Бажова
Библиотека-филиал им. Г.Н. Фофанова
Краеведческий ринг «В том краю, где ты живешь»
ср. возраст
БФ им. Фофанова
Тема: Зауралье в годы Великой Отечественной войны
№№
п/
Наименование мероприятия
Читательское
назначение
Ответствен-ный
Массовые мероприятия:
Центральная библиотека им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57; тел. 3-38-06 Стешенко Татьяна Юрьевна, 3-27-30 Иванова Людмила Сергеевна)
Краеведческий час «Дети блокадного Ленинграда в Зауралье»
юношество
ЦБ
Краеведческая игра «Что мы знаем о Курганской области?»
юношество
ЦБ
Центральная детско-юношеская библиотека им. К.Д. Носилова (ЦДЮБ)
Краеведческий час «Зауральские летчики»
разновозр.
ЦДЮБ
Библиотека-филиал им. П.П. Бажова
Краеведческий час «Шадринск в событиях и судьбах»
ср., ст. возраст
БФ им. Бажова
Библиотека-филиал им. В.И. Юровских
Литературно-краеведческое путешествие «Великая Отечественная война в творчестве писателей Зауралья»
ср. и ст. возраст
БФ им. Юровских
Тема: Природа Зауралья (География, экология, природные ресурсы), посвященная Году охраны окружающей среды
№№
п/
Наименование мероприятия
Читательское
назначение
Ответствен-ный
Массовые мероприятия:
Центральная библиотека им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57; тел. 3-38-06 Стешенко Татьяна Юрьевна, 3-27-30 Иванова Людмила Сергеевна)
Познавательный час «Очаги экологического нездоровья Зауралья»
В библиотеке-филиале им. Д.Н. Мамина-Сибиряка состоялась встреча учащихся средней общеобразовательной школы № 8 с детским автором Е. Степановой. Дети познакомились с биографией Е. Степановой, ее творчеством, узнали, что вдохновляет автора. Вместе с Еленой Вячеславовной ребята вдохновенно сочиняли стихи, с интересом перелистывали страниц книг, на память сфотографировались.
Первый день весны совпадает с праздником – Международным Днем кошек! Основателями праздника стали редакция журнала «Кот и Пес» и Московский музей кошки. Это они 1 марта 2004 года предложили организовать праздник, посвященный нашим любимым питомцам. Девиз праздника: «Любовь к кошкам – навсегда!»
Хотя праздник не получил официального статуса, его с удовольствием отмечают и в других странах. В каждой стране он празднуется по-своему.
Особенно ярко отмечают Международный День кошек в Великобритании. Это не удивительно, поскольку в Англии одна кошка спасает минимум 10 тонн зерна ежегодно, а несколько десятков животных официально охраняют от мышей реликвии в Британском музее. В этот день всех без исключения питомцев, и домашних, и состоящих на службе у государства, поздравляют, угощая их кошачьими деликатесами и разнообразными блюдами. А для некоторых питомцев хозяева даже шьют специальную праздничную одежду и украшают своим питомцам домики.
В Австралии тоже почитают кошек за их ратный труд на благо государства. Каждой кошке охраняющей склады провизии от грызунов, утверждается пожизненная пенсия, Она выдаётся мясом и молоком. В Китае в честь этого праздника ужесточили меры наказания для тех, кто плохо обращается с кошками. Теперь обидчику пушистого питомца грозит крупный штраф, и даже арест сроком на 15 суток!
Многие страны в этот день открывают специальные парки для прогулки с кошками. Кошачьи дизайнеры изготавливают для кошек целые коллекции одежды. Существуют даже специальные гостиницы для кошек, чьи хозяева вынуждены оставить там своих питомцев на время командировки или путешествия, в которых животные чувствуют себя не просто хорошо, а прекрасно, благодаря чуткому уходу и превосходному питанию.
Неспроста Международный День Кошек празднуется 1 Марта. Кошки, как и наступление весны, ассоциируются с теплом и нежностью, с теми чувствами, которые возникают у нас весной, они согревают наши сердца и заставляют нас улыбаться, даря хорошее настроение и море позитива. Пусть этот праздник станет и для вас хорошим поводом побаловать своего питомца.
Мы желаем всем кошкам иметь свой дом, заботливых хозяев и вкусную натуральную еду.
Афоризмы о кошках
Кошка постарается удержаться на ваших коленях, даже когда вы встаете со стула. До последней минуты она надеется, что у вас проснется совесть и вы сядете обратно.
(П. Браун)
Кошкам удаётся невозможное — с высоты своего невысокого роста смотреть сверху вниз на всех людей. В доме, где есть кошка, других украшений не нужно.
(У. Бэйтс)
Только любители кошек знают, что такое всегда теплая, роскошная, меховая грелка.
Сценарии мероприятий для детей младшего школьного возраста
Бондаренко, Л. Н. Они помогли победить в годы Великой Отечественной войны : классный час / Л. Н. Бондаренко // Педсовет. – 2005. – № 8. – С.7.
Волосевич, С. Домашние животные и их детёныши. / С. Волосевич // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. – № 3. – С. 39.
Стихи, загадки о кошках.
Макаева, В. Г. «У него усы, как спицы, он мурлычет, песнь поёт…» / В. Г. Макаева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 1. – С.55–57.
Петрова, И. Г. Пушистые лапки / И. Г. Петрова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 1. – С. 63–66.
Свечникова, И. В. Зоологическое путешествие : о домашних животных / И. В. Свечникова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. – № 3. – С. 42–43 – (Интересно всё на свете).
Скрипачёва, Е. Н. Как много кошек на земле! : эколого-эстетический урок / Е. Н. Скрипачёва // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. – № 8. – С. 32–34.
Солонец, И. Б. Всё о кошках : викторина / И. Б Солонец // Школьные игры и конкурсы. – 2007. – № 12. – С. 8.
Стеблянова, Е. В Мяукины беседы : театральное представление / Е. В. Стеблянова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – № 4. – С. 25–29
Толстова, Н. Праздничная Котовасия / Н. Толстова // Сценарии и репертуар. –2012. – № 1. – С. 62–72.
Филиппова, Г. В. Кис Кисыч / Г. В. Филиппова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 1. – С. 57–68.
Щербакова, А. А. Наше любимое «мяукало» / А. А. Щербакова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. – № 1. – С. 52–53.
Сценарии мероприятий для детей среднего школьного возраста
Бесова, М. А. Кошкин бал : сценарий семейного праздника / М. А. Бесова // Начинающим актёрам : сборник – Мн., 2002. – С. 77–85. – (Праздник в школе).
Воловода, И. В. Кошки – это кошки : познавательно-развлекательная программа /
И. В. Воловода // Педсовет. – № 12. – С. 11.
Ильина, Л. А. «Леопольд, выходи!» : литературная игра в «кошки – мышки» /
Л. А. Ильина // Друзья наши меньшие. – Мн., 2008. – С. 24–31.
Козина, Л. Выставка кошек : сценарий проведения / Л. Козина // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 78–80.
Кокшарова, В. А. Путешествие в страну Мурляндию : устный журнал / В. А. Кокшарова // Педсовет. – 2007. – № 7. – С. 11–12.
Коцеруба, Н. В. О котах и кошках: избранное : рекомендательный список книг для детского чтения / Н. В. Коцеруба // Библиотека в школе. – 2011. – № 6. – С. 18–20.
Пашнина, В. М. Про котов, котят и кошек – обитателей окошек : игра / В. М. Пашнина // Последний звонок. – 1012. – № 5. – С. 3–5.
Рытанович, О. П. Наши любимые / О. П. Рытанович // Друзья наши меньшие. – Мн., 2008. – С. 3–16. – (Праздник в школе).
Стеблянова, Е. В. Веселья час : познавательная программа – Мн., 2008. – С. 68–79. – (Праздник в школе).
Щербакова, А. «Живут на земле существа неземной красоты» : урок-КВН / А. Щербакова // Воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 76–80.
Ягодская, О. Н. «Кэт-шоу» : конкурс для кошек и их хозяев / О. Н. Ягодская // Педсовет. – 2009. – № 12. – С. 2–3.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
В преддверии Международного женского дня – 8 марта в Центральной детской библиотеке распустились необычной красоты цветы. Они сделаны умелыми руками читателей и сотрудниц библиотеки, которые с сентября 2012 года занимаются в мастер-классе «Академия волшебниц». Занятия мастерицы начинают с обзоров литературы и периодических изданий, сами выбирают тему занятий, поделку, которую будут выполнять. После оформляются красочные выставки поделок, которые привлекают большое внимание читателей библиотеки. Мастер-класс приглашает всех на свои занятия!
Поэзия и искусство — это особая форма
не только выражения, но и познания.
Ян Райнис.
Поэзия создаёт эмоциональный фон и соответствующее настроение: романтическое, героическое, ностальгическое…. Человек так устроен, что ему просто необходимы обновления – в жизни, чувствах, эмоциях, знаниях. И в этом не последнюю роль играет современная поэзия.
Российская национальная литературная премия «Поэт»
Родился 29 декабря 1935 года в Ленинграде. В 1959 году окончил Ленинградский технологический институт, в 1964 году — Высшие сценарные курсы. Лауреат множества премий, в том числе Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (1996); Пушкинской премии немецкого фонда Альфреда Тёпфера (2003); Государственной Пушкинской премии Российской Федерации (2004); Российской национальной премии “Поэт” (2012). Последняя публикация // Знамя. – 2013. – №1. – С. 11–20.
Кладбище в Переделкино (3 августа 2012 года)
Здесь сыновья под боком у отца
И женщины великого семейства,
Проросшие из праха деревца
И три сосны облюбовали место.
Сегодня, в непроглядный летний час,
Могильщики работают исправно,
Выравнивая уровень “на глаз”,
И то, что скрыто, скоро станет явно.
Объявятся и урны, и гроба,
И корни переделкинского леса,
И от ограды ржавая скоба,
Отрытая из тьмы без интереса.
Но если заглянуть в глубокий схрон
И бросить комья и цветы на крышку,
Жизнь обернётся как палиндромон,
Как срез могильный — точно, без излишку,
До буквицы, до первого словца
Той рукописи, выросшей из шутки,
Здесь сыновья под боком у отца,
Чтоб слушать чтенье сказки до побудки.
Книга года 2012
Поэзия года – сборник стихов Б. Рыжего « В кварталах дальних и печальных….: избранная лирика. Ротердамский дневник».
Борис Рыжий родился в семье интеллигентов: отец, доктор геолого-минералогических наук, профессор Борис Петрович Рыжий (1938—2004), был горным инженером, мать, Маргарита Михайловна — врачом. В 1980 его семья переехала в Свердловск. В 14 лет начал писать стихи и в то же время стал чемпионом Свердловска по боксу среди юношей.
В 1991 году Борис Рыжий поступил в Свердловский горный институт и женился, а еще через три года (1993) в молодой семье родился сын; в 1997-м окончил отделение геофизики и геоэкологии Уральской горной академии.В 2000-м окончил аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН. Проходил практику в геологических партиях на Северном Урале.
Опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России.
Работал младшим научным сотрудником Института геофизики УрО РАН, литературным сотрудником журнала «Урал». Вёл рубрику «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим» в газете «Книжный клуб» (Екатеринбург). Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.
Всего им было написано более 1300 стихотворений, из которых издано около 350. Первая публикация стихов в 1992 в «Российской газете» — «Облака пока не побледнели…», «Елизавет» и «Воплощение в лес». Первая журнальная публикация появилась в 1993 году в «Уральском следопыте» (1993, № 9). Его стихи публиковались в журналах «Звезда», «Урал», «Знамя», «Арион», альманахе «Urbi», переводились на английский, голландский, итальянский, немецкий языки.
Лауреат литературных премий «Антибукер» (номинация «Незнакомка»), «Северная Пальмира» (посмертно). Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.
Покончил жизнь самоубийством (повесился). Предсмертная записка оканчивается словами: «Я всех любил. Без дураков». Похоронен на Нижне-Исетском кладбище.
Стихи Бориса Рыжего переведены на многие европейские языки, а в Голландии любовь к нему так велика, что популярная рок-группа Де Кифт записала две песни на его стихи.
По утверждению Евгения Рейна, «Борис Рыжий был самый талантливый поэт своего поколения». Последняя публикация // Урал. – 2011. – № 5. – С.160 –165.
На окошке на фоне заката
дрянь какая-то желтым цвела.
В общежитии жиркомбината
некто Н. кроме прочих жила.
В полулегком подпитье являясь,
я ей всякие розы дарил.
Раздеваясь, но не разуваясь,
несмешно о смешном говорил.
Трепетала надменная бровка,
матерок с алой губки слетал.
Говорить мне об этом неловко,
но я точно стихи ей читал.
Я читал ей о жизни поэта,
четко к смерти поэта клоня.
И за это, за это, за это
эта Н. целовала меня.
Целовала меня и любила,
разливала по кружкам вино.
О печальном смешно говорила,
Михалкова любила кино. Выходил я один на дорогу,
чуть шатаясь, мотор тормозил.
Мимо кладбища, цирка, острога,
вез меня молчаливый дебил.
И грустил я, спросив сигарету,
что, какая б любовь ни была,
я однажды сюда не приеду.
А она меня очень ждала.
Всероссийская литературная премия им. П. Бажова
В номинации «Поэзия» — поэт и переводчик с польского, чешского, сербского языков Екатерина Полянская (Санкт-Петербург) — за книгу стихотворений «Воин в поле одинокий».
Екатерина Владимировна ПОЛЯНСКАЯ окончила СПбГМУ им. И.П. Павлова. Работает в Российском НИИ Травматологии и Ортопедии. Стихи печатались в журналах «Нева», «День и ночь», «Наш современник», «Питер-book». Автор поэтических книг «Бубенцы», «Жизни неотбеленная нить», «Геометрия свободы». Лауреат конкурса «Пушкинская лира», Нью-Йорк. 2001г. Член Союза писателей России. Живет в Санкт-Петербурге.
Последняя публикация // Звезда. – 2009. – № 11. – С.89–90.
Ultima Thule
Бредя коридорами долгой ночи,
Проулками строчек и междустрочий,
Сжимая пальцы в кулак,
Душу выкручивая из тела,
О чем я тебе рассказать хотела —
Теперь не вспомнить никак.
О том, как прекрасны чужие лица:
Кто-то всерьез собрался жениться,
Кто-то — ложиться в гроб.
Кто-то едет в Париж или Ниццу,
Кто-то в руках задушил синицу —
А не пищала чтоб.
О том, что в комнате — неразбериха,
Что в зазеркалье тихое лихо
Дремлет тысячу лет,
О том, что рассвет истончает тени,
А жизнь в сослагательном наклоненьи —
Это полнейший бред.
В шторах — сквознячная пантомима,
Вещи меняются неуловимо:
Шкаф навис, как скала,
Дыбом шерсть на спине дивана,
И желтозубое фортепьяно
Скалится из угла.
Странный шум за стеной сырою —
Словно бы в обреченную Трою
Вкатывают коня.
Даже не соблюдая приличий
Мир меняет свое обличье
И вытесняет меня
К зеркалу, к самой стеклянной кромке,
Там, где жемчужно дробится ломкий,
Неуловимый свет.
Тени выстроились в карауле.
Просто это — Ultima Thule.
Дальше земли нет.
Кто изнутри о зеркало бьется,
Смотрит из глубины колодца,
Расширяя зрачки?
Кто там смеется беззвучным смехом?
В сердце моем отдаются эхом
Сердца его толчки.
Резкий удар о ладонь — ладони,
Медленно погружается, тонет
В бесконечности взгляд.
Воздух еще меж нами трепещет,
Но за спиною теснятся вещи,
Путь преграждая назад.
Я не вернусь. Мое время сжалось.
Кровь двойника с моею смешалась.
Я закрываю счет.
Звон стекла, фейерверк осколков…
Первый шаг — больно. Второй шаг — колко.
Третий — уже полет.
Более подробно с творчеством этих и других поэтов можно познакомиться в Центральной библиотеке им. А. Н. Зырянова.